Вербное воскресенье

Свято-Никольском храме идёт подготовка к Вербному воскресенью. В православной традиции он входит в число двунадесятых, 12 важнейших церковных праздников. На фото Елена Брендель и Ольга Никитина. Фото Ларисы Колобовой

28 апреля православные христиане отмечают великий праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), связанный с последними событиями жизни Господа Иисуса Христа на земле. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
История праздника уходит корнями в далекие времена и подробно описана четырьмя евангелистами. Вербное воскресенье отмечают на следующий день после Лазаревой субботы, когда Иисус Христос воскресил из мертвых праведного Лазаря. Это чудо только укрепило верующих, и они, согласно евангельской истории, вышли на улицы города, чтобы встретить Спасителя, который прибыл в Иерусалим отпраздновать иудейскую Пасху. «Число народа, Его окружающего, час от часу увеличивалось: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Он идет в Иерусалим, шли Ему навстречу многочисленными группами» (Ин.12:12–13).
Его путь устилали ветками пальмы (символ царской власти), звучала хвалебная песня: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» — в надежде, что он принесёт угнетаемым римлянами иудеям былые славу и могущество. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, а на обычном ослике, как Давид после победы в битве над Голиафом. Так Господь ещё раз показал, что Царство, которое он желает установить, «не от мира сего».
«…Все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернётся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Среди радостных воплей и всеобщего возбуждения никто не заметил, с каким печальным Лицом входил Господь в Свой Город», — писал Святитель Иннокентий Херсонский.
В России традиция отмечать этот праздник появилась ещё в XVI–XVII веке, однако вместо пальмы были выбраны пушистые ветки вербы (или ивы), которые одними из первых распускаются весной. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы. Священник освящает вербы в субботу на всенощном бдении и в воскресенье после Божественной литургии. Освященную в церкви вербу следует хранить до следующего года, после чего заменить на новые ветки, а старые сжечь.
На Руси, согласно традициям, только что распустившимся пучком вербы нужно было слегка ударить родных и близких, а также домашних животных. Считалось, что это избавит от болезней, убережет от сглаза, злых сил и даже очистит душу.
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа, а также его воскресение к вечной жизни.

Лидия Мазняк

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *