Как мама нас одевала

На таких старинных машинках с ножным приводом несколько поколений женщин раньше шили одежду для своих семей / Фото из семейного архива Екатерины Шевчик

В Вяземском краеведческом музее имени Н.В. Усенко хранятся воспоминания его дочери Людмилы Николаевны. В них она рассказывает о семье заслуженного лесовода РФ, в том числе о сохранении традиций, о стремлении женщин красиво одеваться и одевать своих близких даже в трудные послевоенные годы.

Речь о женском гардеробе, начну, пожалуй, с бабушки Анны Никитичны Колбиной (Жуйко). До замужества, в начале 20-го века, она несколько лет служила горничной в доме лоцмана в Приморье. Жена его была женщиной просвещенной, культурной, любительницей балов и театра. Своими нарядами щедро одаривала свою горничную, так как в свете тогда было принято часто обновлять гардероб. В нашей семье по женской линии на память о бабушке передаётся брошь — миниатюрный офицерский кортик, вложенный в ножны, скрепленные с кортиком цепочкой.
После замужества Анна Никитична с семьей жила в собственном доме в Хабаровске на нынешней улице Ким Ю Чена. Хорошо помню её приезды из Хабаровска к нам в Вяземский. Вся наша детская компания, а не только мы, внуки, радовались её визитам. Всех ребятишек бабушка угощала городскими гостинцами. Любили с ней побеседовать, сиживая на скамейке возле калитки, и наши соседки. С почтением прислушивались они к её суждениям, удивлялись её чистому говору, хвалили её стать и гардероб. Умению одеваться, приобретённому ею в юности, учились у нашей бабушки её дочери, невестки, племянницы, невольно и мы, девчонки.
Но только возможности для этого в трудное военное и послевоенное время в нашей семье практически не было. Все мамины лучшие довоенные наряды и модельная обувь тогда были обменяны на лечебное сливочное масло для папы (своей коровы у нас тогда не было). Всю нашу семью обшивала мама, включая мужские сорочки и брюки для моих братьев и отца.
Простые, обыденные одёжки для себя и для меня мама, перелицовывая, шила из своих поношенных вещей. Помнится моё зимнее пальтецо, перелицованное из маминого, шапка-капор, опушённые каким-то мехом из старой маминой жакетки. Пальто было изношено мною буквально до дыр (даже на старой фотокарточке заметны тщетные усилия привести его в божеский вид).
К четвертому классу мама сшила мне другое пальто. Три года, пока я из него не выросла, пальто согревало мою душу и тело красотой и удобством. Для красоты на спинке, подобно хлястику, мама вшила сплетённую из ткани косичку. Меховые воротник, шапка-капор и даже муфта были перешиты из бывшей маминой шубки. Из неё же мама сделала новый воротник на своё зимнее пальто. Однако муфту мою при первом же выходе сверстники обсмеяли. Да и что можно было делать на улице, стоя истуканом со спрятанными в муфту руками?! Поэтому больше я её не носила.
К нашим семейным обновкам, сшитым мамой, добавилась и папина, сделанная из ленд-лизовских поставок шуба — комфортная, лёгкая, крытая брезентовой тканью. После старого тяжёлого на вате пальто он носил её с большим удовольствием. Семейное воспитание приносило свои плоды. Потому уже позднее, будучи дома на студенческих каникулах, на фамильном «Зингере» я строчила выкроенные мамой платья и летние сарафанчики для себя и подружек.
Много добрых слов нужно сказать о нашей швейной машинке «Зингер». Она была куплена по подписке ещё во времена моей другой бабушки по отцовской линии, Феклы Михайловны Усенко. «Зингер» была с ручным и ножным приводами. Аналога бабушкиной машины больше никто из нашего семейства никогда не встречал. В нерабочем состоянии – это симпатичный столик-тумба, оклеенная хорошего качества шпоном темного цвета. Слава «Зингеру», ведь несколько поколений семьи Усенко были одеты нашими женщинами с его помощью.

По воспоминаниям Людмилы Усенко Материалы предоставлены Вяземским краеведческим музеем имени Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *