Как прекрасен, могуч и велик наш любимый русский язык

В преддверии профессионального праздника Дня учителя мы поговорили с преподавателем русского языка и литературы Вяземского лесхоза-техникума имени Н.В. Усенко Еленой Викторовной Пантаковой.

— В какой момент вы поняли, что хотите учить детей, и сколько лет работаете в этой профессии?

— Выбор профессии был осознанным. Я из семьи потомственных учителей, начиная с моего дедушки, который прошёл две войны и также как и я был по образованию учителем русского языка и литературы. Две мои тёти тоже посвятили свою жизнь образованию. Мои двоюродные сестры — учителя. И мало того, две мои племянницы продолжили семейную династию и избрали для себя этот путь. Поэтому я всегда видела себя только учителем.

В 1987 году поступила в Новгородский государственный педагогический институт. После учёбы по распределению начала работать учителем, а позже заняла должность завуча по воспитательной работе. Был период в жизни, когда трудилась корреспондентом в газете, но душа всё равно тосковала и тянулась к школе.

По семейным обстоятельствам наша семья переехала на Дальний Восток, и вот уже 15 лет живём здесь. Я сразу устроилась в училище.

В дальнейшем снова был опыт работы в школе, но в итоге жизнь привела в стены техникума. Здесь себя чувствую как дома. В сфере образования тружусь 30 лет и дальше планирую обучать грамоте студентов лесхоза-техникума.

— Есть ли разница в работе между школой и техникумом?

— В техникум приходят уже практически состоявшиеся личности. Если в школе характер и отношение к учёбе только формируется, то в техникуме обучаются уже взрослые ребята. С одной стороны, с ними легче, потому что студенты целенаправленно пришли за специальностью, у них есть стимул. Но сложность в том, что ребята из разных школ, а кто-то вовсе из других районов нашего края, даже есть студенты из других регионов. И наша задача — сплотить коллектив. Дать понимание, что образование – первостепенно.

— Говорят, что в русском языке сегодня засилье иностранных слов, даже недавно внесли изменения в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Учите ли вы молодёжь «чистому» языку?

— Закон нужный и важный. Дело в том, что использование иностранных слов зачастую бывает необоснованным, так как в нашем языке есть прекрасные слова-синонимы. Но нужно понимать, что есть и такие заимствованные слова, которые не имеют синонимов в русском языке.

В рамках этого закона мною со студентами проводится большая работа. Помимо уроков, посвящённых родному языку, проводим квест-игры, недели родного языка. В этом учебном году планируем организовать литературную гостиную, посвященную творчеству Анны Ахматовой.

— Есть ли у вас секрет, как сегодня заинтересовать подростков литературой и «оторвать» от гаджетов? Есть ощущение, что сейчас растёт поколение нечитающих?

— Как практик я понимаю, что нынешнее поколение читает всё меньше и меньше. К огромному сожалению, убрали из школьной программы замечательные произведения, такие как «Сын Полка», «Тимур и его команда». Хотя они учат многому: и чистоте языка, и патриотизму. Вместо этого ввели неоднозначные произведения. Я по себе знаю, что когда не интересно, когда написано тяжелым для восприятия языком, у ребёнка нет никакого желания читать.

Задача стоит в том, чтобы увлечь молодое поколение литературой. В прошлом году у нас ввели предмет родная литература, и меня радовало, когда ребята подходили и спрашивали: «А у вас есть почитать «Два Капитана», «А зори здесь тихие»?» Для учителя русского языка и литературы это дорогого стоит.

— От своих выпускников получаете обратную связь?

— Многие мои выпускники, ещё с середины 90-х годов, меня помнят, звонят. Мотивирует их благодарность за то, что смогла воспитать в них чувство ответственности. От этого понимаешь, что и жизнь прожита не зря, и то дело, которое я выбрала для себя – это правильное дело.

— В Год педагога и наставника особенно часто звучат слова благодарности в адрес педагогов. Есть ли в вашей жизни человек, которого вы считаете главным учителем?

— У каждого из нас есть такой человек. В школе у меня была учительница литературы Мария Георгиевна Чернышкова. Что характерно, в школу она пришла во время войны совсем молодой девушкой, а получила педагогическое образование в начале 80-х годов. Она была строгой, на уроках все замирали не от того, что она могла отругать, а от её манеры преподавания. Мы чувствовали себя то Наташей Ростовой, то Аксиньей из «Тихого Дона», настолько она могла погрузить в мир литературы. Ещё Мария Георгиевна смогла привить пунктуальность не только мне, но и многим другим своим ученикам. Благодаря ей я никуда и никогда не опаздываю. Она заложила добросовестное отношение к делу и такую простую истину — если ты чем-то занимаешься, то должен это делать с душой и на совесть.

Ещё я многому научилась у своей бабушки. Она была неграмотной женщиной, но все её шестеро детей получили высшее образование. От неё я переняла терпение, житейскую мудрость.

— В преддверии профессионального праздника дайте совет молодым учителям.

— Главное, определитесь — ваша ли это стезя? Потому что не должно быть места в образовании равнодушным. Самое ценное в нашей работе — не какие-либо таланты и способности, а любовь к детям и своему делу, умение повести за собой. Любите свою работу, уважайте и принимайте своих учеников, и всё у вас получится!

Также хочу поздравить и пожелать коллегам терпения, свершений и поиска, поменьше бумажной работы и благодарных учеников.

Владислав Николаев

 

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *