Имущество должно быть в едином реестре

gazifikasiya.jpg

С начальником отдела имущественных и земельных отношений администрации Вяземского района Анной Ирха разбираемся, как быть жителям района, если их сведения о недвижимом имуществе ещё не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

— Анна Александровна, в 2021 году вступил в силу Федеральный закон №518-ФЗ, который определяет правила предоставления сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С чем это связано?

— Существует большое количество объектов недвижимости, права на которые не внесены в ЕГРН, и у которых отсутствуют сведения о правообладателях. Чтобы навести порядок в этом вопросе, понимать, сколько таких объектов и кому они принадлежат, и был принят данный закон.

— Как выявляются правообладатели ранее учтённой недвижимости?

— Полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости наделены органы местного самоуправления.

В рамках этого закона Управление Росреестра сформировало и направило перечни объектов недвижимого имущества во все муниципалитеты. В перечень входят квартиры, жилые дома, земельные участки, сооружения, дороги, электрические сети, мосты и так далее. Все объекты, которые раньше были учтены в кадастровой палате и в БТИ, но пока не внесены в ЕГРН.

— Много ли таких неучтённых объектов на территории Вяземского района?

— К нам поступил перечень, в котором числится 5 тысяч 422 объекта недвижимости.

Перечни ранее учтённых объектов по их адресам передали во все поселения Вяземского района, утвердили дорожную карту для исполнения каждым поселением.

Наибольшее число — свыше 2 тысяч объектов — приходится на городское поселение «Город Вяземский».

На 1 июля специалистами муниципальных образований Вяземского района отработано 1905 объектов.

— Среди неучтённых объектов есть имущество, принадлежащее жителям района. Объясните, почему люди должны обратить внимание на свои документы, связанные с земельными участками, гаражами, жилыми домами, квартирами?

— Согласно законодательству, владельцы недвижимого имущества, чьё право на это имущество не зарегистрировано в ЕГРН, перед продажей или сдачей в аренду, в первую очередь, должны внести сведения о нём в ЕГРН. Только после этого они могут идти на сделку и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

— Кого это касается в первую очередь?

— Как правило, это владельцы имущества, приобретённого или унаследованного до 1998 года. Например, регистрация квартиры, земельного участка или жилого дома была совершена до 1998 года. Эти люди являются собственниками, и право на это имущество у них никто не забирает. Но внести сведения в ЕГРН мы им настоятельно рекомендуем, чтобы избежать неприятных последствий. А ситуации бывают разные, и мы с ними нередко сталкиваемся.

Например, в фамилии или в адресе при заполнении документов когда-то была допущена ошибка. При любой сделке с имуществом придётся доказывать правомерность документов в судебном порядке.

Могу привести другой пример. Жительница двухквартирного дома своевременно не вступила в права наследования. После смерти супруга со своими документами пришла в МФЦ. После регистрации она стала собственником всего двухквартирного дома. Другие собственники, её соседи, имеют документы на квартиру, но они были оформлены до 1998 года. Сейчас только в судебном порядке можно признать регистрацию соседки недействительной, чтобы собственники второй квартиры смогли зарегистрировать своё право на жильё. У собственников этих квартир — долевое участие.

— Если у жителей района на руках документы на имущество, составленные до 1998 года, сведения об имуществе не занесены в ЕГРН, реализация закона может повлечь за собой какие-либо санкции или штрафы в отношении граждан?

— Штрафы налагаться не будут, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей. Вы — собственник имущества, и никто оспаривать или забирать это имущество не будет. Но во избежание спорных ситуаций, сведения о вашем имуществе должны быть в Едином государственном реестре недвижимости.

— Что нужно для внесения сведений о недвижимом имуществе в ЕГРН?

— Внесение сведений в ЕГРН для гражданина производится бесплатно.

Нужно взять свои документы старого образца, например, договор приватизации, договор купли-продажи, которые раньше заверялись только нотариусом. Необходимы паспорт и СНИЛС. С этими документами нужно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ). Процедура регистрации займёт не более получаса.

Вы подаёте заявление. Позже, там же в МФЦ, получаете выписку из Единого реестра недвижимости, где будут внесены сведения о вашем объекте, сведения о собственнике. В дальнейшем вы будете спокойны, что у вас или ваших наследников при продаже этого имущества или при совершении других операций с ним не возникнет никаких проблем.

— В нашем районе действовали несколько садоводческих товариществ. Большинство из них уже не существуют. Другие земельные участки жители перестали обрабатывать. Для бывших владельцев земли чем может обернуться действующий федеральный закон?

— С 2021 года мы регулярно даём информацию в газете для граждан о том, чтобы они приходили и подавали сведения о своих неучтённых объектах. Это касается и бывших дачников, которые оставили свои земельные участки.

В перечень неучтённого имущества сейчас включено более 800 дачных участков. С июня мы активно рассылаем уведомления людям о том, что в рамках ФЗ № 518 мы выявили правообладателей. Также эту информацию публикуем на сайте администрации района.

После получения уведомления у гражданина есть 45 дней, чтобы заявить свои права. Либо он подтверждает, что хочет оставаться собственником, либо отказывается от прав на земельный участок, и тогда земля переходит в собственность муниципального района.

— Как быть бывшему дачнику, если он потерял документы на землю?

— До того, как направить уведомление правообладателю, мы собираем полный пакет документов. Когда гражданин приходит в земельный комитет, ему предоставляем копии этих документов, и он с ними идёт в МФЦ.

— Например, человек проигнорировал уведомление от органов муниципальной власти.

— Если собственник проигнорировал наше письмо, по закону через 45 дней после вручения мы принимаем решение, утверждаем постановление о выявлении объекта и отправляем в Росреестр для внесения сведений о правообладателе. Таким образом, за гражданина подтверждаем право на землю. Это предусмотрено действующим законодательством.

Если гражданин не написал заявление об отказе от садового участка, даже несмотря на то, что уже несколько лет его не обрабатывает, он, как собственник, начнёт получать квитанции для оплаты земельного налога из налогового органа.

Орган местного само-управления выявляет правообладателя ранее учтённого объекта недвижимости. Направляет сведения в орган регистрации прав. Росреестр только вносит сведения о правообладателе соответствующего объекта недвижимости, но не осуществляет государственную регистрацию права собственности, которая имеет заявительный характер.

Светлана Ольховая 

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *