Жизнь, как урок мужества

Нелегкая доля выпала Евгению Дикопольцеву, в общем, как и его сверстникам, вставшим на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны.

Город Хабаровск, перекресток улиц Дикопольцева и Карла Маркса. На светофоре загорается зеленый свет, и звуковой сигнал оповещает: «Переход через улицу Дикопольцева разрешен». Каждый раз, переходя эту улицу, я мысленно возвращаюсь к непростой судьбе человека и говорю: «Спасибо, Евгений, за Победу!». Вот и педагогический институт, с порога которого вчерашний студент Евгений Дикопольцев ушёл в бессмертие. Об этом напоминает мемориальная доска у входа: «В этом здании в 1940-1941 годах учился Герой Советского Союза Евгений Дикопольцев».

Евгений Александрович Дикопольцев родился 2 декабря 1921 года в г. Ардатове Ардатовского уезда Симбирской губернии. Семья Дикопольцевых была трудолюбивой, воспитывала четверых сыновей, имела крепкое середняцкое хозяйство. В 1931 году, попав под раскулачивание, семья была выслана на Дальний Восток в качестве спецпереселенцев. Три недели в вагоне-теплушке добирались они к месту спецпоселения в Оборский леспромхоз. Сначала жили на лесоучастке Кедрач, затем семью перевели в посёлок Обор района имени Лазо. Здесь Евгений вместе с братьями проходил школу испытаний и мужества. После школьных занятий помогал взрослым корчевать огороды, строить бараки, и чтобы как-то выжить в голодные годы, научился охотиться и ловить рыбу.

В 1939 году семью Дикопольцевых перевели в поселок Хумми Комсомольского района, где Евгений продолжил своё обучение в городской школе №1 г. Комсомольска-на-Амуре. В 1940 году, окончив 10 класс, он поступил на физико-математический факультет Хабаровского педагогического института. Директор школы М.Н. Голубенко в газете «Сталинский Комсомольск» от 30 мая 1940 года дал следующую характеристику Евгению Дикопольцеву: «Пытливо ставит вопросы о науке, необходимые к разрешению. Культурный, развитый, способный человек. Его знания проверены на серьезных испытаниях, отличаются основательностью и глубиной».

Позднее выпускница исторического факультета ХГПИ 1944 года, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории СССР и первый директор музея истории Хабаровского педагогического института Нина Александровна Авдеева в своих воспоминаниях напишет: «Мне довелось поступать в институт одновременно с Женей Дикопольцевым. И в общежитии на улице Запарина, а затем на Льва Толстого мы оказались соседями. Весёлый, общительный. Он увлекался волейболом, шахматами, имел второй разряд по лыжам. Был членом Комсомольского бюро физмата. А ещё носил значок «Ворошиловский стрелок», который получил 15-летним школьником в Оборе». Евгений Дикопольцев к тому же был отменным пловцом. Свой первый подвиг он совершил, спасая тонущую девочку на Амуре.

Евгений Дикопольцев хотел стать учителем, но Великая Отечественная война безжалостно изменила его планы. Пустели учебные аудитории, преподаватели и студенты уходили на фронт…

Из воспоминаний Н.А. Авдеевой: «Торжественными были проводы этих ребят. В актовом зале яблоку негде было упасть. Тепло выступили директор П.П. Кирьянов, комсомольский вожак Василий Лупан, парторг Е.Е. Желтоухов. Волнуясь, к трибуне подошёл Петя Овчинников и от имени всех добровольцев поблагодарил за тёплые проводы, за дружбу, за взаимовыручку в учёбе и труде. Затем, обнявшись, студенты долго ходили по коридорам института. Задорно звучали песни: «Дан приказ ему на Запад…» и другие. На следующий день колоны двинулись на воинскую площадку станции Хабаровск-II. Только

Е. Дикопольцев, Д. Степаненко и С. Овчаренко были направлены в другой пункт формирования (Бикин-Розенгартовка), где проходили подготовку связисты».

Евгений был зачислен в подразделение связи 1334 стрелковой дивизии, которая летом 1942 года была передислоцирована к Сталинграду. «С 23 февраля, я — солдат… Едем с большой скоростью… Бить фашистов», — писал он родителям в марте 1942 года. Боевое крещение Дикопольцев принял под Сталинградом. В боях Евгений командовал отделением связи. Он гордился тем, что его 1334-й стрелковый полк переименовали в 235 гвардейский, а 422 дивизия стала 81 гвардейской. За боевые действия был награждён медалью «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

На войне работа связиста одна из самых опасных. Он обязан следить за связью между подразделениями, и в случае обрыва, исправить её повреждения. В то время связь в войсках держалась на обычном проводе. При артиллеристском налёте его секло осколками, и связисту несмотря ни на что (под градом пуль и снарядов) нужно было идти и искать обрыв. Командир отделения связи Евгений Дикопольцев свято выполнял свой солдатский долг. Для него слова «Ни шагу назад, за Волгой для нас земли нет» являлись священной клятвой. Вот строки из его письма: «Ехал с донесением, налетел самолёт и начал бомбить. Стало темно, как ночью. Всё вокруг кипело, и я не знаю, как остался жив, но донесение доставил вовремя. Бьём гитлеровцев хорошо, выполним приказ Родины «Ни шагу назад!» Вот ещё. «Затихал бой, я возвращался с задания. Неожиданно рядом разорвалась мина. Каким-то чудом остался жив. Я вам долго не писал, были тяжелые бои. Был и в окружении – бились пять дней, вышли… Сутками лежали на снегу… И танки утюжили наши окопы».

В ходе боёв на Курской дуге Евгений Дикопольцев был ранен в голову. После госпиталя – снова в родном полку. Участвовал в освобождении Белгорода и Харькова. В ночь на 26 сентября 1943 г. его подразделение форсирует Днепр в районе Старого и Нового Орлика Днепропетровской области. Над переправой нависли фашистские бомбардировщики. Вода Днепра кипела от взрывов снарядов, бомб и мин. Воздушные бои раскаляли небо. Над рекой непрерывно поднимались водяные смерчи. Евгений Дикопольцев переправлялся через Днепр в одной лодке с Семёном Овчаренко и Филиппом Редько. Он тянул через Днепр «Нитку связи». Неподалёку от берега от разрыва бомбы лодка перевернулась. Катушка и бухта с кабелем ушли на дно. «Евгений бросился в мутную воду. Нырнул раз, другой, показался с бесценным грузом и потянул «Нитку связи» дальше», — вспоминал позднее его командир полка Скирута.

Они одними из первых ступили на крутой правый берег Днепра, изрытый рвами и траншеями. Тогда был захвачен Бородаевский плацдарм. Бесконечные бомбёжки и артобстрелы то и дело выводили из строя связь между батальоном и штабом полка. Провода постоянно рвались и горели, и Евгению приходилось под артиллеристским огнём восстанавливать повреждённые участки. В один из дней за 6 часов дежурства Дикопольцеву пришлось 12 раз выходить на линию.

И вот он, последний выход на линию связи. 17 октября 1943 г., устраняя очередное повреждение провода, осколками от разрыва вражеского снаряда Женя был тяжело ранен в ногу и правое плечо. От большой кровопотери руки не слушались. Теряя сознание, он соединил концы проводов. Связь была восстановлена. Наша артиллерия, получив переданные координаты, повела огонь по наступающим танкам гитлеровцев, а гвардейские миномёты – по скопищам вражеской пехоты. Фашисты были вынуждены отступить. Товарищи вынесли Евгения с поля боя без сознания. Не пришел он в себя и на операционном столе полевого госпиталя. 18 октября 1943 г. гвардии сержант Евгений Дикопольцев скончался. С воинскими почестями он был похоронен на берегу Днепра под раскидистым дубом у села Старый Орлик. Позднее останки его были перенесены в братскую могилу в селе Радянское Кобелякского района Полтавской области. Командование 235 гвардейского полка, в котором с первого до последнего дня служил гвардеец, писало о нём: «Мужественный и бесстрашный воин, он служил примером в полку, воодушевлял товарищей на большие подвиги. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза». В списках награждённых орденом Ленина и медалью «Золотая звезда», опубликованных в «Правде» 27 октября 1943 г., значилась и фамилия Е. Дикопольцева.

Родители узнали о смерти сына лишь в феврале 1944 г. Их переселенческая жизнь продолжалась. В конце 1942 г. их перевели в Нанайский район на лесоучасток Моади, в 1946 г. – в село Троицкое, в 1948 г. в Вяземский. Им удалось дважды за всю жизнь побывать на могиле сына в с. Старый Орлик. Почетными гостями были они и на открытии мемориальной доски, на здании педагогического университета в 1960 году. Евгений Дикопольцев никогда не жил в Вяземском. Но дважды проезжал через нашу станцию, когда направлялся из Хабаровска в пункт формирования (Бикин-Розенгартовка) и обратно – в Сталинград. Он даже не мог представить в ту пору, что его родители будут жить и упокоятся на Вяземской земле. Его отец Александр Павлович умер в 1965 году, мама Мария Григорьевна – в 1978 году, похоронена рядом с мужем. Одна из улиц в Вяземском носит имя Дикопольцева. Здесь же находится дом, где жили родители Евгения. Вяземцы с гордостью называют Евгения Дикопольцева своим земляком. Память о нём сохраняют в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, районе им. Лазо.

Имя Евгения Дикопольцева золотыми буквами начертано на мемориальных плитах в вестибюле Академии связи в Санкт-Петербурге (город-герой Ленинград), в зале воинской славы на Мамаевом кургане в Волгограде, на стене памяти площади Славы в Хабаровске, площади тридцатилетия Победы в Вяземском.

Евгений Александрович Дикопольцев прожил короткую жизнь, но яркую, как звезда. Он беззаветно любил свою Родину. Ему не посчастливилось провести свой урок у школьной доски… Но вся его жизнь – это и есть урок мужества, который учит нас любить свою Родину.

Галина Муллоянова, по материалам музея Хабаровского Педагогического института и интернет-источников

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *