Судьба молодого инженера

kazarma.jpg

Исторически сложилось так, что название железнодорожной станции рядом с селом Котиково менялось три раза.

Щебенчиха

О прошлом своего села много знает Наталья Петровна Сакриева — учитель истории в местной школе. «Основателем нашего села мы считаем Гордея Котика, который прибыл в эти места еще до 1903 года, — рассказывает она, — построил дом примерно в 7 — 8 км от станции в сторону Вяземского вдоль железной дороги. Кстати, станция называлась Иловайская, в 1903 году ее переименовали в Котиково». Железнодорожный инженер Владимир Семенович Иловайский сейчас известен только узкому кругу историков и краеведов, хотя его подвижнический труд был одним из кирпичиков, заложенных в будущее развитие территории Вяземского района.

Первоначально сегодняшняя станция Котиково носила название Щебенчиха, по названию небольшой речки, бегущей в этих местах. Владимиру Иловайскому было 23 года, когда он, после окончания института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, прибыл на строительство Т ранссибирской магистрали. Известно о Владимире Семеновиче немного. Он родился в 1871 году в городе Ельце, окончил там классическую гимназию, после этого уехал для получения высшего образования в столицу Российской империи.

По прибытии на строительство Уссурийской железной дороги, Владимир Иловайский трудился на восьмом участке пути, который проходил по территории будущего Вяземского района. Кстати, он работал под руководством опытного инженера Леона Маврикиевича Розенгарта, чье имя увековечено в названии известной многим железнодорожной станции. В Вяземском краеведческом музее имени Н.В. Усенко хранятся данные о том, в каких тяжелых условиях строилась железная дорога. Глухая тайга, болота, нехватка необходимых продуктов и медицинской помощи…

Иловайская

После жизни в столице, работа на строительстве железной дороги требовала огромного напряжения и физических, и моральных сил. Через два года непрерывного труда молодой человек заразился брюшным тифом — спутником этой стройки, и умер в сентябре 1895 года. Ему было всего 25 лет. Однако, похоронили его не на станции Щебенчиха, на возведении путей к которой он трудился, а в селе Венюково. Дело в том, что в то время в этом селе, вернее, в казачьей станице была единственная на всю округу церковь. В Венюково находилась и контора второй дистанции восьмого участка строящейся дороги. Молодого инженера, отдавшего жизнь за будущую дорогу, похоронили в церковной ограде. А стацию Щебенчиха, по ходатайству его коллег, переименовали в Иловайскую.

В архивах сохранился номер хабаровской газеты «Приамурские ведомости» за 1896 год, где сообщалось, что «8 сентября, в годовщину вечного успокоения инженера путей сообщения Владимира Семеновича Иловайского, на могиле этого преждевременно умершего юноши, погребенного в юго-западном углу ограды Венюковской церкви, была совершена панихида по усопшему. На панихиде присутствовали начальник 8-го участка Уссурийской железной дороги Л. М. Розенгарт и все служащие железнодорожной конторы с их семействами». Это не единственный пример сообщений прессы о благодарном внимании к безвременно погибшему молодому инженеру.

В «Приамурских ведомостях» можно прочитать как «…31 июля 1896 года, при отъезде из Венюково в европейскую Россию, начальник второй дистанции 8-го участка инженер путей сообщения Александр Матвеевич Федоров возложил венок из металлических цветов на могилу своего товарища по курсу и сослуживца. Нам мало приходилось видеть людей с таким кротким и симпатичным характером, каким обладал усопший Владимир Семенович, и едва ли найдется такой человек, которому он за свою недолгую жизнь внушил недружелюбное чувство».

Владимир Иловайский занимался разведкой по проведению линии восьмого участка дороги и за два года приобрел уважение не только своих сослуживцев-железнодорожников, но и местных жителей. Село Котиково возникло в этих местах в недалеком будущем, а в период 1894-95 годов Иловайского хорошо знали венюковские казаки. Так, по информации в печати, посвященной погибшему инженеру, они его называли «наш инженер Иловайский». Благодарные современники решили поставить памятник инженеру.

Через несколько лет, в 1900-м году, 30 апреля, газета «Приамурские ведомости» написала о том, что такой памятник был установлен. «Двадцать четвертого апреля в три часа пополудни из Хабаровска в поселок Венюково прибыл на пароходе «Атаман» главный начальник края в сопровождении наказного атамана Уссурийского войска и свиты… В церковной ограде генерал-губернатор осмотрел сад из 24 пород различных уссурийских деревьев, памятник инженеру В. С. Иловайскому…»

Котиково

В то время название «Иловайская» прочно закрепилось за новой станцией. И вдруг, совершенно неожиданно, 1 января 1903 года она была переименована в Котиково. Девятнадцатого января этого же года газета с нескрываемой горечью писала: «Недавно состоялось распоряжение о переименовании некоторых станций Уссурийской железной дороги с целью, как мотивирована эта мера, избежать путаницы, происходящей от того, что одноименные станции существуют на других дорогах… Переименована станция Иловайская, несмотря на то, что инженер Иловайский, самоотверженный пионер постройки, умер на Уссури, заболев от неблагоприятных условий таежной жизни…».

Сейчас уже сложно сказать, насколько обоснованной была смена названия станции, возможно, чиновники железнодорожного ведомства не удосужились вникнуть в детали. Поэтому память о трагической истории молодого инженера сохранилась для потомков только в старых газетных публикациях, и в материалах архивных и музейных фондов. Не сохранилось никакой информации о судьбе памятника Владимиру Иловайскому, установленному на средства его коллег, инженеров-путейцев. Ни один из вяземских краеведов, оставивших собранные ими данные о старых поселениях, ничего не сообщает о том памятнике.

Не исключено, что на его месте со временем установили памятник военному топографу Михаилу Венюкову. Ведь он тоже расположен возле бывшей церкви, которая в двадцатых годах прошлого века стала сельским клубом. Не сохранилось и фотографии Владимира Иловайского. В Котиково сейчас мало кто знает об этом инженере, о том, что станция раньше носила его имя. Летопись села начинается с крестьян-первопоселенцев, приехавших сюда после Гордея Котика. Кстати, многочисленные туристы, которые приезжают на котиковские колядки, искренне верят в то, что название села и станции связано с кошками. А железнодорожные составы один за другим идут по пути, разведанному молодым инженером Иловайским.

Ирина Карапузова, по материалам Вяземского краеведческого музея имени Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *