Любовь к людям, как двигатель успеха

olga080309.jpg

Гость редакции — вяземский предприниматель Ольга Мамонтова отвечает на вопросы журналистов «Вяземских вестей» о возможностях развития бизнеса и территории в сегодняшних условиях.

— Ольга Валерьевна, вы известны жителям района, как руководитель популярного торгово-гостиничного комплекса «М-60». Хотя магазина с таким названием сейчас нет, но в его здании разместился современный универмаг «Вяземлэнд», рядом быстро вырос «Светофор». Мы все видим, что бизнес на вашем участке, как живой организм, не застывает на месте. Расскажите, почему вы всегда в движении?

— Я к бизнесу отношусь, как к занятию на беговой дорожке в спортзале — не сможешь удержать заданную скорость, слетишь. Мы уже наблюдаем, как один за другим закрываются маленькие магазины в Вяземском, не выдерживают конкуренцию. Я не так давно тоже решила закрыть супермаркет «М-60», хоть мне и задавали вопросы, мол, зачем. Но я слежу за временем, не позволяю себе отставать ни на шаг. Поэтому я видела, что наш магазин хотя и был популярный, но несовременный — узкие проходы, устаревшее торговое оборудование и т.д. К тому же я уже понимала, что на подходе к Вяземскому стоят крупные торговые сети, конкурировать с которыми не хватит возможностей. Поэтому решила, что с ними лучше сотрудничать и приглашать на свои торговые площадки.

У нас ведь в чем беда многих предпринимателей? В том, что они застряли своим самосознанием в прошлом веке. Вот, начали они в 90-х возить с одного места, условно говоря, тапочки, и во-

зят их все также уже лет 25. И не хотят замечать, что эта модель тапочек уже не популярна, и даже тапочки покупатели предпочитают покупать в красивом и современном магазине. Но некоторая часть торговых предпринимателей намертво встала в своём закостеневшем бизнесе. И мы наблюдаем эти невозвратно устаревшие формы торговли и видим, что ни продавцы себя не уважают, ни покупатели их не уважают, так как в большинстве своем обходят эти торговые места стороной.

С большим сожалением не так давно услышала, как одна из вяземских предпринимателей «боролась» с приезжими конкурентами — опрокинула их уличный стол с товарами. Но это же просто неприлично и бессмысленно, опять же в стиле ушедших 90-х. Мы сейчас видим уже обобщенный образ устаревшего ведения бизнеса, который пытается не конкурировать, а просто отбиться от конкурентов, силовым методом защитить свое место под солнцем. Такие «горе-бизнесмены» не думают, как сделать бизнес современным, не анализируют изменение потребностей покупателей. Еще один пример такой устаревшей модели работы — это обиды некоторых предпринимателей. Мол, понаехали тут на нашу территорию чужие, не дают местным торговать. В их мечтах — шлагбаум на въезде в район, чтоб «не пущать». Но это же путь в никуда — если застрянешь в прошлом, то не попадешь в будущее.

— У вас прозвучало ключевое слово «анализ». Какова роль аналитической составляющей в бизнесе?

— Я перед тем, как запустить новый проект, анализирую, в первую очередь, рынок и думаю о том, нужно это будет людям или нет, ведь именно спрос рождает предложения. Считаю, что успешным может быть только востребованный бизнес. Именно наши клиенты и покупатели «голосуют» — нужен или нет какой-либо магазин или предприятие. В свое время параллельно занималась работой супермаркета «М-60» и гостиницей. И бизнес этот начал развиваться, в первую очередь, потому что я анализировала спрос и сразу на этот спрос реагировала. С самого начала в супермаркете и гостинице велся учет того, что спрашивали и хотели видеть клиенты. Например, наши гости говорили о том, что им было бы удобнее остановиться в квартире посуточно, чем в гостинице, потому что нужна кухонная зона, и сейчас мы проводим модернизацию гостиницы, и у нас появились номера-апартаменты квартирного типа. Сейчас популярно снимать квартиру на сутки или на несколько дней. И у нас есть такое предложение, мы идем на волне спроса, иногда даже чуть впереди. Семьи в нашей гостинице останавливались с детьми, мы стали предлагать набор услуг для детей — места для игр и т.д. И эти семьи к нам возвращаются, уже известно, что летом снова приедут те, кто останавливался у нас в прошлом году.

В пищевом цехе супермаркета «М-60» мы стали варить варенье из тех фруктов, которые не успевали реализовывать. А потом добавляли его в булочки, которые выпекались в нашей пекарне. И это было одновременно безотходным производством и ответом на запрос покупателей, мы ведь на трассе расположены, выпечка — это популярный товар для проезжающих. Организаторы торговых сетей ведь тоже анализируют обстановку перед тем, как зайти к нам. Они занимают пустующие ниши — привозят те товары, которых у нас было недостаточно, или предоставляют возможность людям покупать товары в розницу по низким ценам. В бизнесе самое, пожалуй, главное — это понятие о том, что нужно людям.

Взять, к примеру, промтоварную группу — покупателя устраивает, когда на плечиках висит весь размерный ряд одной кофточки. А если остался один размер, то уважающие себя продавцы отдают ее по самой низкой цене, так или иначе быстро убирают с продажи. Не должно быть так, что человек приходит в магазин и видит на одном и том же месте одну и ту же кофточку или пару обуви годами. Ее и брать никто не хочет, так как она уже пылью покрылась и давно вышла из моды, но нет, упрямый хозяин не хочет убирать с продажи, так и противодействуют две стороны рынка. А в итоге — торговля без движения, скучная, затормозившаяся в прошлом. Именно в такой торговле мы сталкиваемся с товарами, которые не понятно, для кого привезли, с товарами, которые не устраивают покупателя ни ценой, ни качеством. Вот это и есть то самое отсутствие анализа, нежелание работать для людей.

— А что в вашем понимании значит работать для людей? Ведь на слух это просто противоречит понятию работать на себя, ведь многие люди считают, что предприниматель, в первую очередь, работает именно на себя.

— Считаю, в первую очередь, причиной движения вперед то, что я искренне люблю людей, для которых, в принципе, я и работаю, и мне нравится то, чем я занимаюсь. Для меня важно иметь обратную связь, необходимо общение и осознание того, что моя работа не просто нужна людям, а что она приносит им положительные эмоции и пользу. Я всегда здороваюсь с нашими гостями и спрашиваю о том, что нравится, что не нравится, что еще мы можем для них сделать. И это переплетается с тем самым анализом ситуации, про который я говорила. Когда ставишь в бизнесе задачу сделать все так, чтобы быть нужным для людей, необходимо еще и любить их. В этом случае обязательно будет ответный запрос, и ты будешь находиться в едином пространстве с теми, для кого ты работаешь, будешь жить интересами этих людей.

Знание, понимание этих интересов помогает найти свой профиль в мире конкуренции, которая уже началась в Вяземском. Взять наше варенье, которое мы начали варить еще в цехе нашего супермаркета «М-60». Магазин я закрыла, цех переработки ягод оставила, потому что это нужно людям, особенно в больших городах. В Вяземском районе, да и у наших ближайших соседей ягоды свои у большинства, хозяйки сами варят варенье. А в Хабаровске совсем другая ситуация, поэтому нашей продукцией заинтересовалась сеть «Самбери». И пять позиций из местных ягод уже у них на прилавках. Причем не только в Хабаровске, но и во Владивостоке. Благодаря этому и фестивалю Варенья в Дормидонтовке Вяземский район получает известность своими сладкими товарами. И перспектива развития этой темы хорошо просматривается. Ведь мы не закрываем даже половины потребности «Самбери» в наших сладких поставках. Опять же, у нас цех перерабатывающий — небольшой. Здесь есть еще много возможностей, не исключаю, что будет востребовано открытие для этой цели овощеконсервного завода, нужно только искать компании, которые масштабно занимаются переработкой. Мы у себя на территории гостиничного комплекса поставили выставочный стенд с образцами нашей продукции — варенья, сиропы, травяные чаи. И уже видно, что тема местных ягод, дикоросов сейчас актуальна.

— В нашем разговоре уже не первый раз звучит тема крупных торговых сетей, с которыми вы работаете, они стали арендаторами ваших торговых площадей. Как вы их находите?

— Начнем с того, что я сама ищу арендаторов. Я не помню такого, чтобы кто-то из них за мной бегал и ко мне настойчиво просился. Приходится самостоятельно искать тех, кто нами заинтересуется, это не так просто. Но результат есть, его все видят. То же самое я могу сказать про инвесторов. В районе есть хорошие инвестиционные проекты, например, развитие прудового хозяйства, возрождение нашего кирпичного завода, развитие туризма. Но, поверьте, те крупные компании, которые могли бы этим заинтересоваться, не сидят там у себя с мыслями: «А где этот Вяземский район, как бы нам туда зайти со своими деньгами да что-нибудь им там построить?» Инвесторов нужно найти и заинтересовать.

Вообще, у Вяземского и подобных ему малых городов будущее именно в использовании тех преимуществ, которые у них есть, в поиске своего профиля, в привлечении инвестиций, в развитие своих уникальных особенностей. В управлении территорией, чтобы она развивалась, работают во многом те же законы, что и в управлении бизнесом — и там, и там в приоритете остаются люди, которые являются потребителями. Для любого развития нужно знать, что необходимо населению, и делать так, чтобы это население получало то, что хочет, что нужно для жизни. Но только обязательно с учетом сегодняшнего дня.

Подготовила Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *