Русский характер

sherba.jpg

Встал на защиту Родины буквально при первых залпах той войны наш земляк В.М. Щерба

Достоверных данных о наших потерях в Великой Отечественной войне до сих пор нет, как нет их и о военнопленных и без вести пропавших в ходе боевых действий. Воинские части, солдаты оказались в плену против своей воли, в силу неблагоприятных военных обстоятельств — многочисленных котлов окружения. В ходе изнурительных тяжёлых боёв они потеряли боеспособность и, будучи ранеными, обессилившими, и, исчерпав последние возможности борьбы и сопротивления, попали в плен. Их большинство — защитников Бреста, Одессы, Севастополя, народных ополченцев и множество воинов, бившихся с врагом до последнего патрона, пока были силы. Они в плену держались стойко, совершали отчаянные побеги из лагерей.

В ту лихую годину Василий Щерба служил на границе в автороте неподалёку от Брест-Литовска. Служба подходила к концу, но началась война. В июле 1941 года молодой солдат из дальневосточного посёлка Вяземский принял первый бой. Удар фашистов был неожиданным и мощным. По укреплениям части, где служил Василий Михайлович Щерба, били сотни немецких орудий. В воздухе стоял непрерывный вой падающих бомб и снарядов. Отделению, которым командовал Василий, была поручена охрана моста через речку Муховец. По мосту отступала наша техника. С задачей этой отделение справилось. Более 50 фашистов нашли свою смерть на берегу безызвестной речки.

Атаки фашистов следовали одна за другой. Враг любой ценой стремился захватить мост. Из последних сил держались бойцы. И когда фашисты поднялись в новую атаку, Щерба получил приказ взорвать мост.

За мужество и отвагу в этом бою он будет награждён орденом Красной Звезды. Но сержант Щерба узнает об этом только спустя много лет, лишь в 1958 году.

Затем отступление, бои в окружении. И последний бой.

Это случилось в районе села Оржицы, где часть попала в окружение. Восемь дней и ночей непрерывных боёв. Но силы были слишком неравны. И ранним сентябрьским утром, форсировав реку Сулу на руках с раненым другом, Василий вышел прямо на фашистских автоматчиков.

А затем пошли ряды колючей проволоки. Василий со злостью думал: «Нет, господа фрицы, попасть в плен — это ещё не значит встать на колени». По вечерам с востока, как отдалённые раскаты грома, доносился сплошной гул артиллерийской канонады. Пленные в надежде на чудо посматривали в ту сторону. Но вопреки их ожиданиям освобождение не приходило. Люди таяли на глазах. Каждый день трупы штабелями погружали на грузовики и отвозили в траншеи. Ждать дальше становилось невыносимым. И Василий делает попытку бежать. Вместе с группой пленных его послали копать огород коменданту лагеря. Охранял их только один солдат. И когда немец зазевался, Василий перемахнул через забор. Но по следам тут же настигли с овчаркой. Так избили, что Василий ничего не помнил.

Допросы, пытки. С изуродованным лицом, всего окровавленного Щербу бросили затем в вагон, где были такие же узники, как и он.

«В пути были десять дней, — вспоминал Василий Михайлович. — Гадали, куда везут, думали в Германию. Но нас привезли в Италию, в лагерь».

Неподалёку от лагеря находился большой аэродром. Как слесарь-механик, он был переведён в ремонтные мастерские, где не хватало людей. Здесь судьба его свела с итальянским рабочим Пиэтро Милокки. Василий научился говорить немного по — итальянски, а Пиэтро по-русски. Воспользовавшись налётом авиации союзников на аэродром вместе с другом Георгием Клочковым бежали к итальянским партизанам, помог им Милокки.

Отрядом командовал Верджилио, человек отчаянной храбрости. Здесь были итальянцы, чехи, поляки, югославы, русские. И хотя каждый говорил на своём языке, но делали общее дело. Нападали на фашистские гарнизоны, устраивали засады на дорогах.

Всю войну родные не знали о судьбе В. Щербы. В 1943 году жена Евдокия Зиновьевна получила извещение, что муж пропал без вести в 1941 году.

Василий Михайлович Щерба вернулся домой в 1946 году, работал механиком в ДМСР-3.

В краеведческом музее хранится удостоверение за подписью командира отряда Верджилио. В нём говорится, что «русский солдат Щерба Василий Михайлович является бойцом партизанского отряда, в который вступил в сентябре 1943 года».

Е. Салмашева, экскурсовод Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *