Легендарный паровоз Победы

lokomotiv.jpg

ЕМ-3753, отремонтированный в Вяземском, 8 мая возглавил праздничный ретро-поезд в Хабаровске. В канун 70-летия Победы в судьбе исторической машины произошли кардинальные перемены. Паровоз ЕМ-3753 переведен в эксплуатируемый парк. Об этом рассказал заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск — 2 Виктор Петрович Подскребышев.

ВВ: Виктор Петрович, напомните историю, связанную с раритетным паровозом.

В.П. Подскребышев: Паровоз ЕМ-3753 был выпущен в августе 1945 года в США в городе Буффало, что недалеко от Чикаго. Морем доставлен во Владивосток. После окончания Второй мировой войны передислоцирован на Красноярскую дорогу, под Тайшет. В 1958 году передислоцирован на нашу Дальневосточную дорогу в депо Облучье, где работал длительное время. После чего передан в Вяземское локомотивное депо. По окончании эксплуатации паровозной тяги передислоцирован на базу запаса станции Вяземская.

ВВ: Что можно сказать о его техническом состоянии сейчас?

В.П. Подскребышев: По возрасту он, конечно же, дедушка. Тем не менее, его техническое состояние на достаточно хорошем уровне. Обследование котла и топки, которые мы провели при помощи специалистов Ростехнадзора и Котлонадзора это подтвердило.

ВВ: Как долго проходили ремонтные работы, и с какими трудностями пришлось столкнуться?

В.П. Подскребышев: В начале марта с базы запаса паровоз перевели в цех к ремонтникам. Для проведения ремонтно-восстановительных работ специально пригласили двух специалистов, работавших на паровозах. Это наши работники, находящиеся на заслуженном отдыхе, машинист паровоза Владимир Тимофеевич Зайчиков и помощник машиниста паровоза Дмитрий Федорович Алексеев. Для того, чтобы не потерять преемственность поколений и провести что-то вроде практики для действующих машинистов, пригласили Павла Романовича Степанца и Константина Альбертовича Киянец. Они имеют на руках удостоверения на право управления паровозом, но на нем фактически не работали.

Основной ремонт проводили вчетвером. Помогали ремонтный персонал. Какие-то запчасти нужно было выточить, что-то поменять. Были моменты, когда и руки опускались, говорили, что ничего не выйдет. Приходилось искать запасные части по базам запаса дороги. Так, пришлось обращаться на базу запаса депо Сибирцево. Там предоставили нужные запчасти.

Все-таки 70 лет — это почтенный возраст для техники. Но чувство ответственности всего коллектива, гордости за то, что наш паровоз будет причастен к проведению масштабных мероприятий, посвященных великой Победе, позволили выполнить задачу.

После приведения паровоза в рабочее исправное состояние провели обкаточные испытания на нашей станции. Своим несравнимым гудком он оповещал всю округу 2 мая. Затем ночью 6 мая отправился в Хабаровск.

ВВ: Скажите, для участия в праздничных торжествах в краевую столицу паровоз шел своим ходом?

В.П. Подскребышев: До Хабаровска решили вести в холодном состоянии. Его прицепили к отдельному локомотиву. После испытаний паровоз можно было не тушить. Но тогда пришлось бы круглосуточно его отапливать, а это трудозатраты, это уголь и вода, которых он расходует довольно много.

Но самое важное, паровоз нужно было очистить от дымовой копоти, которая легла на корпус после обкатки, чтобы нанести граффити.

Уже в Хабаровске его украсили в стилистике 1945 года. Подготовка легендарного локомотива проводилась Дальневосточной железной дорогой совместно с представителями проекта «Граффити. Искусство против вандализма».

Восьмого мая паровоз ЕМ 3753 возглавил праздничный ретро-поезд, посвященный 70-летию Великой Победы. Торжественное отправление праздничного ретро-поезда со станции Хабаровск-1 состоялось в 11 часов. Его пассажирами стали ветераны и труженики тыла, представители средств массовой информации. По маршруту следования — Хабаровск-1 — Хабаровск-2 паровоз вели наши уважаемые машинисты и помощники двух поколений, на чьих плечах была основная работа по проведению ремонтно-восстановительных работ. По прибытии на станцию Хабаровск-2 ветераны возложили цветы к мемориальной доске Николая Степановича Гайдука, участника Великой Отечественной войны, ветерана депо Хабаровск — 2, участника парада Победы 1945 года.

Затем состоялся праздничный митинг, посвященный открытию после масштабной реконструкции мемориала Славы на территории Дворца культуры железнодорожников. Прошли мероприятия по чествованию ветеранов, тружеников тыла.

ВВ: Если вы говорите о преемственности поколений, означает ли это, что наш паровоз продолжит свою жизнь и будет впредь украшать праздничные мероприятия на железной дороге?

В.П. Подскребышев: Скажу вам больше. До середины апреля он числился как тяговый подвижной состав, который подлежит дальнейшему списанию. Его предполагалось через какое-то время вывести из эксплуатации, и его судьба могла окончиться отправкой на чермет.

После обследования представителями Ростехнадзора и Котлонадзора и подтверждения хорошего технического состояния, руководством ОАО «РЖД» было принято решение ввести его в эксплуатируемый парк. Сейчас это полноправный локомотив, который стоит в ожидании работы. Будет дислоцироваться у нас.

В начале мая с Забайкальской железной дороги нам передали еще один паровоз серии Л 4287 в два раза мощнее, чем ЕМ. Нам предстоит его восстановить, точно также запустить в работу. Это планы на вторую половину этого года.

Москва планирует на дороге создать ретро-сервис на паровозной тяге. Это туристические поезда. Пока это задумки руководства, но скажу, что организации ретро-сервис действуют на некоторых дорогах. Давно и успешно такая структура работает на Северо-Кавказской железной дороге. Такие предприятия довольно солидные. Они сами себе зарабатывают деньги, предоставляя услуги иностранным и нашим туристам.

На нашей дороге идея создания подобной организации пока в стадии разработки.

ВВ: Я сразу вспомнила о Волочаевской сопке. А какие маршруты ретро-поезда, на ваш взгляд, могут привлечь внимание туристов на Дальневосточной железной дороге?

В.П. Подскребышев: Как один из пунктов можно рассматривать и Волочаевскую сопку. Это мост через Амур. Очень живописные места от станции Сибирцево на Ханку, на Арсеньев и Новочугуевку. Там удивительная природа. На Хасанской ветке тоже красиво. Плохо, что все эти ветки однопутки, хотя грузопоток там невелик. Но, думаю, если фирма ретро-сервис будет организована и громко заявит о себе, то и деньги будут. Я уверен, такие поездки будут интересны не только иностранцам, но и нашим соотечественникам.

ВВ: Вот где опыт старейших машинистов паровоза будет востребован.

В.П. Подскребышев: К сожалению, машинисты и помощники, кто когда-то работал и водил поезда, знают, как обслуживать, как управлять паровозом, уходят. Сейчас таких людей очень мало. В Вяземском из действующих только В.Т. Зайчиков и Д.Ф. Алексеев. Есть еще паровозники, но уже преклонного возраста, здоровье им не позволяет вести эту работу.

У руководства нашей дирекции есть планы собрать на базе Хабаровского учебного центра группу машинистов. Подготовить практически, обучить на машиниста паровоза и потом провести полномасштабную практику уже на горячем паровозе для приобретения практических навыков.

Года два-три и ездить на них будет некому, вот в чем самая главная проблема. Паровозы есть и на поверку, как оказалось, довольно много на других дорогах.

ВВ: Хорошо поставленный туристический бизнес позволяет привлекать серьезные средства. Возможно, молодым людям будет интересно это направление. Однако паровоз — это техника, требующая больших физических усилий.

В.П. Подскребышев: Несомненно. Есть свои сложности в обслуживании. Так, для топки паровоза нужен постепенный прогрев, иначе металл расширяется, и может где-то произойти порыв дымогарной трубы или иная неполадка случится. Летом на разжигание паровоза уходит четыре, пять, шесть часов. В зимний период это может растянуться и на сутки.

Паровоз в обслуживании очень сложный, так как техника раритетная, и все узлы на подшипниках скольжения. А это требует дополнительного обслуживания, особенно смазки. Вся эта обслуга в основном лежит на помощнике и на кочегаре.

Но сколько эмоций и настроения действующий паровоз вызывает у людей! Это наша история.

Пользуясь возможностью, я хотел бы поздравить всех ветеранов, тружеников тыла, всех жителей города Вяземского и нашего района с 70-летием победы, пожелать всем крепкого здоровья, особенно тем, кто приближал победу. Мы у них в неоплатном долгу.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *