Четверо из одной семьи

ulizev.jpg

Павел Иванович Улижев из села Аван принёс в редакцию «Вяземских вестей» материалы о своем отце и трёх братьях, прошедших фронтовыми дорогами. Их уже нет в живых, но память часто возвращает 80-летнего ветерана к воспоминаниям. Он гордится, что за Советский Союз воевали его родные. Всё, что происходит сегодня, не очень-то радует. Где она дружба народов? Когда-то ею гордились, и она помогла выстоять в войне. И всё же Победа была! Победа будет жить вечно!

Его отец — глава семейства Иван Петрович Улижев, работал машинистом колхозной молотилки, выполнял план на 240%, имел бронь. Но в феврале 1942 года, когда на фронте дела складывались для советских войск не лучшим образом, надел солдатскую гимнастёрку. Окончив полковую артиллерийскую школу, стал наводчиком 45-миллиметровой пушки.

На Воронежском фронте воевал пожилой боец по-молодецки: снаряды его пушки попадали в гущу вражеских солдат, поджигали технику. Бывало, тяжёлые ранения получали командир орудия и подносчик снарядов, а пушка наводчика Ивана Улижева разила врага.

На окраине Воронежа бешено бил по нашим бойцам пулемёт, нашедший укрытие на церковной колокольне. Косил красноармейцев безбожно. Иван Петрович не спешил: засёк огневую точку, сделал расчёт и вторым выстрелом разнёс колокольню в щепки. А потом в одном из боёв хлебнул собственной крови и сам Улижев. Разорвался в расположении расчёта вражеский снаряд — дым, гарь, кровь…

Очнулся в медсанбате. А потом долгий путь в Сибирь, военный госпиталь в Минусинске. Полгода лечения, и … принимай, родной дом, инвалида второй группы. До пенсии трудился бывший фронтовик на своей молотилке и комбайне. Он остался в живых, но его старший сын Михаил погиб на фронте.

За три дня до начала войны Улижевы провожали в армию Михаила. Восемь детей было в семье. Так вот, молодому учителю Михаилу подошёл срок надеть военную форму. Сначала в дом шли бодрые письма, писал Михаил даже стихи:

Война трудна, поход суров,

Тревожен каждый час,

Но пища — в срок, и сон здоров.

И весел дух у нас…

Последнее письмо было датировано 23 августа 1941 года. В этом письме передавал солдат свой горячий сыновий привет родителям, братьям и сёстрам: «Нахожусь в армии вот уже два месяца. Кормят нас хорошо, дают бесплатно курево — папиросы, махорку. Война с каждым днём принимает всё более ожесточённый характер, и положение становится критическим». В каждой дальнейшей строчке — большая любовь к родным, знакомым, друзьям и девчатам.

После этого письма — молчок. А в посёлок, где жили Улижевы, всё чаще стали приходить похоронки. Не просыхала от слёз мать, писала куда могла, искала следы сына. И удалось узнать страшное: попали наши в окружение, более суток вели неравное сражение, погибли. Все. И Михаил в том числе. После боя жители деревеньки, возле которой это случилось, увидели страшную картину: развороченная земля и бездыханные тела наших солдат и офицеров. В магазинах пистолетов и винтовок не осталось ни одного патрона.

А вот в архивной справке от 28.08.2014 года, которую получил Павел Иванович, указано, что «рядовой Улижев Михаил Иванович, 1922 года рождения, пропал без вести в августе 1941 года». Сложная обстановка на фронтах Великой Отечественной войны не позволяла точно установить судьбу некоторых военнослужащих, поэтому они были учтены пропавшими без вести.

Война для семьи Улижевых с гибелью Михаила и возвращением Ивана Петровича не закончилась. Ещё в сентябре 42-го попросился на фронт сын Фёдор. Но его сначала направили на учёбу в пехотное училище. Окончить его не удалось. Из курсантов и офицеров был сформирован батальон и отправлен на Калининский фронт.

Бой за деревню Чернушки стал для Фединого однокурсника Александра Матросова последним. Во время наступления батальон курсантов был остановлен огнём фашистского дзота. Попытки подорвать огневую точку не удались. Саша Матросов подполз к амбразуре, бросил гранату и дал очередь из автомата. Но как только курсанты поднялись в атаку, дзот ожил и начал «косить» ребят. Вот тогда-то и закрыл амбразуру своим телом Александр Матросов.

Неудачи, горе, кровь, смерть друзей — всё повидал Фёдор. Он воевал командиром расчёта 76-миллиметровой пушки, и воевал достойно.

Не дрогнул и тогда, когда началось знаменитое наступление наших войск на калининском направлении. Это был ад! Гремели орудия, ревели моторы штурмовиков, остервенело рвали землю танковые гусеницы. Недалеко от орудийного расчёта Фёдора разорвалась мина. Боль, туман… Окровавленного, наспех забинтованного, уводили Федю с поля боя.

После войны Фёдор учился и стал бухгалтером. Работал главбухом чуйского колхоза им. Жданова. Рано ушёл из жизни — сказался фронт.

Чёрное крыло войны едва не коснулось ещё одного брата — Николая.

В сентябре 1944 года семнадцатилетний паренёк учился в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов. Прослужил в Советской Армии 32 года, принимал участие в подготовке лётных кадров для Вооруженных сил СССР.

Павел Иванович часто повторяет молодым, что война коснулась каждой советской семьи. И приводит в пример свою — семью Улижевых.

Марина Бакицкая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *