Как летопись боя

dikopolcev.jpg

Много написано документальных и художественных книг о войне, много фильмов снято, песен спето, стихов сложено. Но есть еще множество документов: письма, записки с фронта, из медсанбатов, концлагерей и тюрем, дневники блокадного Ленинграда — подлинные свидетели времен Великой Отечественной войны. Письма потрясают своей простотой и искренностью. Сейчас через 70 лет мы перечитываем фронтовые письма, как летопись боя, как хронику чувств, по ним можно проследить фронтовую судьбу человека.

Многие фронтовые судьбы начинались с заявления в военкомат с просьбой отправить на фронт. Александр Александрович Тишкин, учитель с. Соболево приехал в Вяземский по делам, добровольно явился в военкомат и потребовал, чтобы его как офицера запаса отправили бить фашистов. Домой он уже не вернулся, а передал записку:

«Мария! Получи от Коржа 1186, и в РОНО 289-69 по доверенности. Смотри за ребятами. В Вяземской меня уже нет. Местонахождение и адрес сообщу телеграммой.

24.7.41. Жив. Здоров. Целую. А. Тишкин»

Дальнейшую судьбу его можно проследить по письмам.

«10 марта 1944 г. город Уфа.

Здравствуй, дорогая семья, — Маруся, детки, мамаша. Писать о себе нечего, продолжаю движение к месту боев. На днях, очевидно, буду там. Сильно обо мне не беспокойтесь, думайте больше о детях. Маруся, все мое продавай на продукты, но детей не мори. Жить буду — вернусь — наживем. Обязательно буду проезжать родину — дам телеграмму родителям. Подробности встречи напишу письмом.

Немного ругаю себя в том, что не заехал домой или в Хабаровск, людей отпускаю, а сам побоялся…»

«27.04.44.

Добрый день, дорогая семья!

Временем располагаю мало, но решил несколько слов черкнуть. Сейчас 8 часов вечера — пока жив, здоров. Желаю вам наилучшего в дальнейшей жизни. Маруся! Я проехал много городов, как Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Кировоград, Первомайск и Одессу. На 100% разрушения, причиненные немцами. Маруся! Продукты здесь правда дешевле примерно в 10 раз. Молоко стоит 8 р. литр, яйца 30-40 р. десяток, фрукты очень дешевые….

Прожиточный минимум гораздо дешевле, чем у нас. Мог бы многое написать о том, что ежедневно вижу, но не имею времени. Пока все, пожелаю вам наилучшей жизни, а также мне вернуться невредимым. Итак, пока до свидания — я пошел на врага.

Крепко целую вас».

Но не все возвращались домой с войны. Ушли и не вернулись Верхотуров Д.С., Дикопольцев Е.А.. В фондах музея сохранились их письма.

Верхотуров Демьян Сергеевич ушел на фронт из Вяземского леспромхоза. Вот что он писал с фронта.

«Дорогие мои! Горячее у нас время. Но чувствую себя хорошо. Правда, недавно задело осколком голову, но все уже прошло.

Главное: война приближается к концу, фашисты бегут. Скоро вернусь на землю родного Дальнего Востока. Ох, как мы поработаем! Все сделаем, чтобы быстрее наладить мирную жизнь…».

«Скоро закончится война, и я приеду домой. Сейчас мы ведем последние бои. Хочется увидеть своих детей, увидеть счастливыми, полными сил и здоровья.

Как все изменится после войны, какая созидательная работа кругом закипит!

Трудно даже представить, какими станут в ближайшие годы наш леспромхоз, поселок и наша улица…»

Как все они хотели жить! Как нежно любили близких — матерей, отцов, жен! Как зримо они вспоминают о счастливом мирном довоенном времени и как мечтают о светлом будущем, в котором им не суждено жить.

Евгений Александрович Дикопольцев родился в 1921 году. В 1940 году поступил в педагогический институт на физико-математический факультет. Когда он был на втором курсе, началась война. Евгений рвется на фронт. Его мечта сбывается. Из писем Е. Дикопольцева на ст. Вяземская родителям:

«4.3.1942 г.

Добрый день, папа, мама и Борис! С 23 февраля — я солдат! Пойдем бить фашистов. Обо мне не беспокойтесь. Евгений»

«19.4.1942.

…12 апреля мы приняли воинскую присягу на верность Родине. Поклялись драться до последней капли крови за наш народ, за нашу партию…»

«15.7.1942.

Здравствуйте, папа, мама и Борис!

Едем на запад с большой скоростью. Едем бить зарвавшихся фрицев. Обо мне не беспокойтесь. Берегите себя. Живите лучше… Помогайте больше фронту».

28 ноября 1942 года.

«Привет с берегов Волги! Сегодня у меня самый счастливый день: получил от вас письмо.

Когда я снимал линию, метрах в 3-х от меня разорвалась мина. Осколками прорвало шинель, но меня не задело. Наверно, потому что получил от вас письмо. Сейчас пойдем в наступление.

Мама, здорово не плачьте, не убивайтесь. Мы вернемся — и Михаил, и Борис, и я, вернемся с Победой. До свидания.»

«24 апреля 1943 года.

…Сейчас вступаем в новые бои. Будем освобождать Харьков и другие города и села Украины и Белоруссии. Получил медаль «За отвагу» — это моя первая правительственная награда. Сейчас я младший командир…»

10 октября 1943 года.

«… Последние 10 дней как в аду. Вот уже прошло 2 месяца, как мы наступаем. Освободили сотни наших городов и сел. Население встречает радостно. Фашисты, отступая, сжигают все: деревни, хлеб. Жителей и скот угоняют на запад. Одни названия остались от деревень. Пишите. Как вернусь из этого тяжелого положения, то опишу подробнее».

Это было последнее письмо Е. Дикопольцева. 18 октября 1943 года он скончался от ран, полученных при выполнении боевого задания.

А как ждали этих весточек в тылу! Они вселяли надежду на Победу, на возвращение домой отцов, сыновей, дочерей.

Во многие семьи приходили похоронные извещения или извещения о том, что человек пропал без вести.

Особенно много таких извещений было в первые годы войны. Такое извещение было получено в семье В.М. Щерба в 1941 году. Но жена не поверила этому и ждала его всю войну. И он вернулся.

По материалам Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко, директор музея Лариса Соколова

На фото: Александр Тишкин

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *