Город — диалог прошлого с настоящим

depo.jpg

В городе сотни дорог,

Вечность

в себе таящих,

Город — всегда диалог

Прошлого

с настоящим.

Р. Рождественский.

Обращение к прошлому всегда возрастает в переломные моменты истории, когда люди ищут в нём нравственную опору. Академик Д.С. Лихачёв подчёркивал, что: «Мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего». Наш город Вяземский появился на карте России, благодаря строительству Уссурийской железной дороги, части Транссиба.(1891-1897г.).

Одно из первых зданий нашего города — второе паровозное депо станции Вяземская 1904 года постройки, сейчас железнодорожные мастерские. Для нас он памятник промышленной архитектуры и истории малой Родины. Сфотографировать это здание можно и сегодня.

В 1897 году при сдаче станции в эксплуатацию здесь были построены: первое деревянное паровозное депо, вокзал, небольшая больница «Приёмный покой» на 6 мест, баня для рабочих и служащих, ледник, жилые здания по улице Железнодорожной, водонапорное здание для заправки паровозов. Оно предназначалось для создания напора в водопроводной системе депо и для заправки паровых систем паровозов.

В задачу подменного депо станции Вяземская входило обеспечение перевозки грузов и пассажиров на участке Хабаровск-Бикин. Первоначально локомотивные бригады депо эксплуатировали паровозы серии О и Ц, а позже для пассажирских перевозок использовались локомотивы серии К. Паровозы того времени не имели электроосвещения, освещались керосиновыми лампами и факелами. Паровозные топки обслуживались вручную.

В начале 1900-х годов происходила замена паровозов «ОВ» на более мощные. Деревянное депо стало маленьким, поэтому в 1904 году было построено новое. В помещении была инструментальная, механический цех, кузница, медницкая, кабинет мастера.

Накрепко связал судьбу с Уссурийской железной дорогой первый Уссурийский железнодорожный батальон, воинское подразделение специального назначения, находился батальон во Владивостоке.Создавался он в Европейской России из молодёжи многих губерний. Численность его составила 1250 человек. На станции Вяземская находилась вторая рота.

Первые поезда водили солдаты железнодорожного батальона, они же были стрелочниками и слесарями по ремонту локомотивов. Солдаты для такой работы были подготовлены из наиболее грамотных. Первый начальник депо — Напара. (Такие сведения в архивных документах). Многие из солдат железнодорожного батальона после службы остались работать и жить на дальневосточной земле. В их числе: Я.В. Михайлов, И.Д.Данилов, Я.Е. Куренной, Д. Корнелюк, П. Коваленко, И. Горбач, А.П. Сюзюмов, А.Н. Селедуев, С.И. Клопов, С.Е. Сухоруков и многие другие.

В 1905 году рабочие Уссурийской дороги, в том числе и рабочие вяземского депо, участвовали во Всероссийской стачке против эксплуатации трудящихся.

В Первую мировую войну (1914 — 1918 г.) Уссурийская, Амурская и Китайско-Восточная железные дороги стали активно работать по перевозу грузов на запад страны, в действующую армию. Работники вяземского депо принимали участие в перевозке таких грузов на определённых участках железной дороги.

Сотни вяземцев участвовали в разгроме японских интервентов в годы Гражданской войны. В Хабаровске, в том числе и на станции Вяземской формировались и выступали на борьбу красногвардейские отряды. Но силы были неравными, поэтому 5-й чрезвычайный съезд Советов, открывшийся в августе 1918 года, вынес решение о временном переходе от фронтовых военных действий к партизанской борьбе. Активной деятельностью отличался отряд А. Погорелова, который имел в своём составе немало железнодорожников. Вот некоторые имена: Ф.М. Силютин, М.И. Власюк, Ф. Михайлов, Г.А. Примак, А.П. Бондарец, Косачёк и многие другие.

В паровозном депо японцы выставили свой пост. Железнодорожная администрация составляла список для увольнения. Только в январе 1919 года было уволено из депо 23 человека. Запись из списка для увольнения: «Слесарь Трель, уехавший в августе, до сего времени не возвращался в Вяземскую. Считается бежавшим с красноармейцами, и ни к какой службе не должен допускаться».

На станции Вяземская 6-8 августа 1918 года произошло антисоветское казачье-крестьянское выступление. Многое видели стены этого здания.

Из книги «По долинам и по взгорьям» Г.Ф. Коваля: «Горячий бой закипел у железнодорожного депо. Мятежники шли в наступление при поддержке пулемётного огня. Наши ударили с левого фланга и стройными рядами, не ложась, двинулись вперёд. Но какой-то ловкач, затащив пулемёт на тендер паровоза, так здорово полоснул, что красно-гвардейцам пришлось плотно прижаться к земле. Белоказаки поднялись в атаку. Но их отбили. Собравшись с силами, они снова начали наступать».

1 июня 1921 года под руководством партийной организации в депо прошло собрание молодёжи, на котором была создана комсомольская ячейка в составе 6 человек (В. Силютина, Н. Бормусов, П. Калашников, Н. Савчук, А. Горлов, А. Гречищенко).

До 1923 года на станции Вяземская каких-либо источников электроэнергии не существовало. Но в паровозном депо всегда работали интересные и целеустремлённые люди. Желая помочь группе энтузиастов по электроосвещению депо, слесарь Алексей Кузьмич Савчук с просьбой обратился к комиссару Амурской флотилии изыскать для депо электрогенератор. Вскоре на станцию Вяземская прибыл электрик флотилии и доставил динамо-машину. Все работы по установке электроосвещения были проведены на общественных началах. По вечерам депо стало освещаться электролампами.

В годы Великой Отечест-венной войны железнодорожный транспорт был главным средством воинских перевозок на фронт.

В этом здании некоторое время работал мой родственник Александр Александрович Гаврилов. В конце 20-х годов он приехал из города Синельниково (железнодорожный узел) Днепропетровской области Украины с семьёй.

В это время начиналась реконструкция Уссурийской железной дороги. Станционные пути необходимо было увеличивать и удлинять, а для этого требовалась свободная площадь для расширения. Было принято решение о передаче здания депо под ремонтные мастерские.

Мы предполагаем, что для Гавриловых это было вынужденное переселение. Семья жены Елены Григорьевны Тиссен подверглась репрессиям. Сохранились некоторые документы Александра Алек-сандровича. Среди них благодарность от К.Е. Нездыменко, председателя Революционного исполнительного комитета города Днепропетровска. К. Е. Нездыменко в 1937 году был избран депутатом Верховного Совета СССР, перед войной был начальником речного порта города. Прославился своими боевыми действиями в годы Великой Отечественной войны.

Благодарность вручена в связи с десятилетием создания Рабоче-крестьянской Армии. В годы Гражданской войны А.А. Гаврилов воевал в Красной Армии против Деникина, Юденича.

В этом документе есть слова: «Десять лет тому назад, вы были из тех героев, которые не щадя жизни шли на борьбу с врагами трудящихся, для завоевания Октября. На боевом фронте, когда последний был в опасности, вы были верным своему делу до победоносного конца. Покончив на боевом фронте, перейдя на трудовой, вы также проявили твёрдость в деле строительства Советов».

Эта благодарность от председателя ревкома Дне-пропетровска — подтверждение того, что у русского и украинского народа многовековая совместная история. Нынешние власти Киева пытаются стереть страницы единой истории.

В этом году исполняется 120 лет со дня основания поселения Вяземский. Историю малой Родины невозможно представить без конкретных объектов и биографий конкретных лиц. Это здание второго локомотивного депо отражает и раскрывает скрытую временем целостную картину исторических событий нашего города.

Е. Салмашева,

экскурсовод Вяземского краеведческого музея

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *