Жизнь кипела и бурлила

shkola090839.jpg

Осенью 1897 года на небольшой в то время станции Вяземской был заложен первый камень в фундамент школьного здания. Небольшое, но добротно выложенное из прочного кирпича одноэтажное здание, имеющее три классных комнаты, учительскую, просторный зал, коридор-раздевалку и подсобное помещение, было построено и подготовлено к началу учебного года в 1899 году. Но произошел «конфуз», оказалось, что учиться некому, в семьях новоселов-железнодорожников дети еще не доросли до школьного возраста. И только осенью 1904 года в Вяземской железнодорожной школе начались занятия.

Зато в последующие годы за счет подросшей местной детворы и прибывшей с переселенческим потоком, число учащихся во всех трёх классах быстро пополнялось, и школьное здание примерно через 10 лет стало тесным, перегруженным школьниками. Поэтому уже в первый советский период, в 1917-18 годах было построено второе одноэтажное кирпичное здание рядом с первым, в нескольких метрах от него (в сторону железнодорожного клуба). И перегрузка школы, теснота и нехватка классных комнат сразу же отпали…

Отпали, но не надолго. Захватившие в сентябре 1918 года станцию Вяземскую японские интервенты выселили школу из нового здания и заняли его под казарму для своих солдат. И вся школа была вынуждена снова тесниться в одном, первом здании, проводить двухсменные занятия.

Но было бы ошибочно думать, что в этих тяжёлых условиях коллектив школы вёл себя пассивно и не принимал мер к нормализации обстановки. Все школьники, от младших до старших, подвозили на санках дрова для печного отопления школы. Благо, осиновых чурок на прилегающих к станции площадях было достаточно.

А вот ещё одна немаловажная трудность в работе школы тех далёких лет. Речь — об учебниках и учебных пособиях. Говоря о школьных учебниках, вспоминается, что отношение к ним со стороны школьников в те давние времена было бережным, хозяйским. В каждой семье, где были школьники разных возрастов, книги бережно сохранялись и по наследству переходили от старших к младшим. И родители, как правило, следили за сохранностью учебников, заботливо соблюдали традицию «эстафетной» передачи их детьми.

Голод был и на тетради, на бумагу, на перья и чернила… Где бы всё это взять, когда господствовали интервенты и белогвардейцы? Могло ли всё это появиться сразу, как только была изгнана вся эта опустошительная нечисть?

Но школа жила, энтузиасты-учителя работали, школьники учились. Писали на газетах (и они были в недостатке), на случайных конторских, отслуживших свою службу ведомостях и бланках. Чернила разводили из огрызков химических карандашей (это было роскошью), а то писали лиловым соком, выдавленным из плодов черёмухи, росшей здесь же, под окнами школы, посаженной ещё в первые годы работы школы. О теперешних классных мелках тогда и понятия никто не имел. На доске писали кусками колотого мела. И он был тогда дефицитом. Иногда выручал кто-нибудь из родителей — железнодорожников. Запомнилось, что как-то принёс рабочий увесистую глыбу мела, возможно, подобрал упавшую с проходящего грузового состава, и, вручая её одному из учителей, сказал:

— Вот, приймить кусок крейды. Хай диты учатся пысать…

Особо хочется назвать тех, на чьи плечи в те тяжёлые годы легла забота по обучению и воспитанию вяземской железнодорожной детворы и молодёжи, хочется добрым словом помянуть своих незабываемых учителей. Думаю, что не ошибусь, если первым из них назову известного в то время на всей Уссурийской железной дороге опытнейшего педагога Иустина Евменьевича Мариковского. За долгие годы работы на железной дороге ему довелось обучать детвору и на станции Вяземской. И везде он был уважаемым родителями, любимым учениками учителем-воспитателем. Огромный опыт педагога, знание жизни и труда железнодорожников, тесное общение и дружба с ними помогли Иустину Евменьевичу стать отличным учителем, добрым и мудрым наставником. Он умело, не навязчиво приучал школьников к труду, предостерегал их от праздности, заботливо готовил к честной трудовой жизни. Во всех родительских домах он был частым и желанным гостем, другом и советчиком.

В те первые двадцатые годы в нашей школе преподавал естествознание молодой, пожалуй, самый младший среди наших учителей — Александр Петров. Молодость, подвижность, общительность были его чертами. А неизменная студенческая тужурка на нём говорила о том, что он и сам-то, недавно расставшись с университетской скамьёй, только-только начал свой трудовой путь. И преподавал — то он как-то по-своему, несколько отлично от других учителей. После опроса учащихся, настолько тщательного и подробного, что, если у кого-либо из учеников и оставались ещё «белые пятна» по пройденному материалу, то после такого опроса, в котором активно участвовал весь класс, неясности исчезали полностью.

Изложение нового материала всегда велось им так интересно, увлекательно, что рассказанное запоминалось основательно и прочно. В заключение следовал вопрос: «Всё ли понятно?» А затем предлагалось: «Ну, а сейчас давайте кратко запишем». И под его диктовку, чёткую, лаконичную, все мы охотно и заинтересованно записывали в отдельную тетрадь услышанный новый материал из мира биологии… Эти записи были настолько содержательны и современны, что я всегда с благодарностью своему учителю и с пользой для своей последующей учёбы, в частности, в педагогическом техникуме, брал в руки и пользовался этими записками.

Учительница русского языка и литературы Анна Петровна Сичкарь, работавшая в железнодорожной школе в начале 20-х годов, оставила в памяти своих учеников заметный и добрый след. При острой нехватке учебников и художественной литературы, она сумела привить всем учащимся интерес и любовь к своему предмету. Достигнуть этого ей удалось увлекательным изложением материала, умелым проведением коллективного чтения произведения, горячим обсуждением их в предметном кружке и на диспутах.

А ещё её успехам в педагогической работе помогало то, что она, помимо преподавания своего предмета, была неустанным руководителем школьных театральных постановок. Инсценировки отрывков из художественных произведений, чтение стихов, постановка небольших пьес и даже крупных драматических произведений — таким был репертуар школьных спектаклей. Вспоминаю их, и даже не верится, что в те далёкие времена не только школьники, но и взрослые вяземцы могли видеть на школьной сцене детские спектакли, такие постановки, как «На большой дороге» А.П.Чехова, «Женитьба» Н.В.Гоголя и другие.

В школе был ученический хор. Изредка он выезжал с концертами в гости к железнодорожникам станции Хабаровск. Выступления хора обычно сопровождалось любимыми слушателями народными и «вольнодумными» песнями, такими, как «Эх, ухнем…», «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…», «Кандальный звон», «Калинка», «Вечерний звон», «Варяг» и другие.

Была в школе и своя библиотека, по тому далёкому времени — сравнительно приличная. Она, под руководством учительницы, служила ребятам не только как читателям, но и как «книжкиным лекарям» — реставраторам и начинающим переплетчикам.

Была у ребят железнодорожной школы ещё одна радость — посещать и любоваться цветами в оранжерее, которая находилась на территории участка службы пути. Её обслуживал специальный штатный садовник. Он выращивал цветы, цветочную рассаду, а летом высаживал цветы и создавал клумбы и газоны, ухаживал за железнодорожным садом. Этот сад был красой и гордостью не только станции Вяземской, но широко известным и самым лучшим на всей Уссурийской железной дороге. Расположенный неподалёку от перрона, между первым пассажирским путём и конторой участка службы пути, этот сад своей красотой неизменно привлекал внимание и вызывал восхищение у всех пассажиров во время стоянок поездов.

Обнесённый невысокой проволочной сеткой, с ажурными входными калитками, засаженный белоствольными берёзами, стройными ясенями, задумчивыми липами и многими другими местными деревьями и кустарниками, железнодорожный сад уже издали манил посетителя своей приветливой красотой, уютом и располагал к хорошему отдыху. Красивые клумбы с умело подобранными и искусно размещенными цветами, четкие изумрудные газоны, фонтан «Амур», низвергающий в просторный бассейн затейливо переплетенные водяные струи на каменистую горку с цветами — водолюбами; уютные беседки, крытая галерея кегельбана, крокетная и другие площадки, извилистые аллеи, тенистые, уединенные уголки… Так выглядел железнодорожный сад, таким он остался в памяти с далекого детства и юности.

Оранжерея была доступна для посещений школьниками только железнодорожной школы и непременно во главе с учителем. Каким наслаждением было в морозный зимний день войти в этот благоухающий мир цветов, окунуться в ласковое летнее тепло, вдохнуть аромат сотворенного садовником чуда! А каким подспорьем были посещения оранжереи для лучшего изучения и понимания ботаники!

Из всего изложенного выше об учебной, воспитательной, трудовой и общественной жизни и работе школы нетрудно сделать вывод, что она по всем статьям уже в те давние времена занимала передовое, ведущее место. Её воспитанники, да и учителя, имели для этого преимущественные условия. Сама среда железнодорожников, близость школы и её тесная связь с организованным коллективом рабочих паровозного депо и вагонной службы, встречи и беседы с рабочими при посещении школьниками рабочих мест и служб станции, нередкие экскурсии в Хабаровск, помощь школьников в уходе за железнодорожным садом и оранжереей, доступ учащихся к железнодорожной библиотеке, популярность школьной художественной самодеятельности — всё это в известной степени способствовало тому, что железнодорожные школьники были более осведомлёнными в вопросах железнодорожного и других производств, более начитанными и вообще были более развитыми, чем их сверстники из других вяземских школ.

Сразу же после освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев дело народного образования в этом регионе стало заметно улучшаться. Это коснулось и вяземской железнодорожной школы. Оба школьные здания стали использоваться по прямому назначению. Из Красной армии демобилизовались некоторые учителя. А уже в 1924 году в школу прибыли первые молодые учителя, подготовленные открывшимся в 1922 году Хабаровским педтехникумом. Оживилась общественно — политическая и культурно — массовая работа в школе.

Большим событием в школьной жизни 1924 года явилась организация в ней первого в Вяземском районе пионерского отряда имени Розы Люксембург. Организатором этого отряда была учительница школы Валентина Алексеевна Мотина.

В заключение воспоминаний о родной школе следует сказать о том, что за свою долгую историю, особенно в первые десятилетия работы, она претерпела несколько реорганизаций, касавшихся как её названия, так и сроков обу-чения в ней.

Первоначально Вяземская железнодорожная школа была начальной, с трёхгодичным сроком обучения. Но уже осенью 1917 года, поступая в неё после окончания трёх отделений (трёх лет обучения) Вяземской крестьянской школы, я был зачислен в первый класс «Высшего начального училища при станции Вяземской Уссурийской железной дороги».

Зато осенью 1921 года все, кто успешно прошел весь курс летней программы, были зачислены в четвертый (последний, выпускной) класс Вяземской железнодорожной школы второй ступени. Проучившись в 4-м классе одну зиму, весной 1922 года мы были выпущены из школы второй ступени, как окончившие её.

Из воспоминаний выпускника школы 1922 года Н.В.Усенко, заслуженного лесовода РСФСР,

Почетного члена Всероссийского Общества охраны природы, Почетного гражданина города Вяземского.

Снимок 50-х годов

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *