"Оторваться" от земли

senik.jpg

Говорят, увлеченные люди не похожи на остальных. Они видят прекрасное и необычное даже в самом обыкновенном. Например, авиамоделирование позволяет человеку «оторваться» от земли и мечтать о полете.

Так считает Леонид Николаевич Сеник, который уже более сорока лет увлекается созданием моделей авиатехники. За это время он собрал около 400 самых разных типов маленьких пластмассовых копий настоящих самолетов и вертолетов отечественного и иностранного производства.

А началось все в 70-е годы, когда Леонид попал служить в военную часть морской авиации на остров Сахалин. Он был стрелком кормовой орудийной установки бомбардировщика ТУ-16. Наглядные пособия — самолеты всех модификаций всегда были перед глазами и вызывали у юноши восхищение. После демобилизации в 1973 году он вернулся в Вяземский, к привычной жизни, но авиатехника никак не отпускала.

«И вот однажды в военторге я увидел сборную ГДР-овскую модель самолета МиГ-21, — рассказывает Леонид Николаевич, — и сердце екнуло. Тогда такой товар был дефицитным, его не так-то просто было достать». Но он достал, ведь первый самолет стал той самой взлетной полосой для необычного хобби. «Большую часть материала приходилось выписывать из Москвы, — говорит коллекционер, — я ведь не просто собирал, что называется «с коробки» (то есть по инструкции), хотелось воплотить в жизнь точную копию железных птиц. В те годы сложность заключалась в том, что описание исторических и технических данных самолетов было найти непросто. Это теперь набрал строку в интернете, и порядок».

Когда Леонид Николаевич собрал свою первую крылатую десятку, решил: моделирование авиатехники — это его увлечение. Истребители, бомбардировщики, пассажирские самолеты стали появляться у него в коллекции.

На первый взгляд может показаться, что все просто — вырезай детали да склеивай. Коллекционер стремится воссоздать точную копию каждой модели. Сначала читает литературу: как и кем она была создана, где самолет летал, точное описание всех его технических характеристик вплоть до надписей и эмблем.

«Самые качественные детали делают в Японии, Китае, — рассказывает Леонид Николаевич, — правда и у нас в последнее время научились делать хороший материал. Но удовольствие это не из дешевых: одна модель среднего масштаба стоит порядка 1500 рублей, а то и больше двух тысяч. Чтобы собрать самолет, опытному мастеру потребуется около двух дней (если не отрываться). Я обычно творю по вечерам, поэтому бывает и за месяц не управиться. Краски из наборов не использую, они не очень качественные, выписываю специальные, для моделирования. В Хабаровске они есть в одном магазине, но цены там «кусаются».

Кроме авиатехники Леонид Николаевич конструировал машины военного времени, несколько модификаций танков. Техника военного времени ему особо дорога, поскольку у нее интересная история. Делал и самолеты, стоящие на вооружении во время Великой Отечественной. Наши — МиГ-3, Як-9, союзников — американский Мустанг, английский Спитфайр, вражеские — японский Зеро, немецкий Фокке-Вульф 190 и другие. Небольшую коллекцию танков военного времени коллекционер выставлял в кинотеатре «Космос» к годовщине Дня Победы, потом передал ее патриотическому клубу «Отечество» молодежного центра.

Сейчас коллекция Леонида Николаевича уже не помещается на полках в доме, поэтому часть он планирует передать в Вяземский краеведческий музей, а часть так и останется лежать в коробках. Его мечта — учить этому мастерству мальчишек, передавать накопленный за столько лет опыт. Или найти единомышленников, создать что-то вроде клуба, где можно было бы вместе заниматься моделированием, обмениваться информацией, разделять радость этого удивительного увлечения.

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *