История сражений и подвигов

srazeniya.jpg

28 июля 2014 года исполнилось ровно 100 лет со времени начала Первой мировой войны.

Однако она остается для нас малоизвестной, и более того, БЕЗЛИКОЙ. К сожалению, история Первой мировой войны исследована далеко неравномерно. Очевидно преобладание публикаций, посвящённых ходу военных действий. Приступая к изучению тeмы «Вяземская волость в годы Первой мировой войны», сталкиваюсь с крайне ограниченным кругом источников. История российского тыла ждёт своего изучения.

Приамурский край был самой отдаленной от Восточного (Русского) фронта территорией Российской империи. Когда здесь было получено известие об объявлении Германией войны России, население не осталось безучастным к судьбе Родины. Вяземцы узнали о войне в церкви, где отец Владимир (Михальчук Владимир Васильевич, 1866 года рождения) зачитал царский манифест о её начале.

Мобилизация

Начавшиеся боевые действия отменили демобилизацию лиц, отслуживших срок действительной службы. 26 июля (9 августа) 1914 года приказом войскам Приамурского военного округа все нижние чины, которые к 15 августа завершали срок службы, не увольнялись в запас. Военный губернатор При-морской области генерал-лейтенант А.Д. Сташевский в отчёте за 1914 год, направленном на имя Николая II, докладывал о «Высоком патриотическом энтузиазме», кoтopым местное население встретило призыв встать под боевые знамена.

С началом первых мобилизаций на фронт отправился Уссурийский казачий полк, который действовал в составе Уссурийской конной дивизии. В конце 1915 г. в состав дивизии был направлен и Уссурийский казачий дивизион. Кроме того, было скомплектовано 6 особых казачьих сотен, которые несли службу в крае вместо убывших на фронт частей и готовили для них пополнение.

Ходили мы в атаки

Уссурийская дивизия действовала на различных фронтах — Северном, Юго-Западном, Румынском, на огромных пространствах от Рижского залива до пределов Румынии. Генерал Врангель, который командовал в дивизии полком, а позднее, в 1917 г., и самой дивизией, отмечал: “Уссурийская дивизия, составленная из отличных солдат, одинаково хорошо дерущихся как на коне, так и в пешем строю, успела приобрести себе в армии заслуженную славу. За блестящую конную атаку в лесистых Карпатах дивизия удостоилась благодарности Верховного главнокомандующего».

Участник Первой мировой казак Уссурийского полка житель села Кедрово Патрин Тимофей Петрович вспоминал: «На германском фронте всех нас бросали на прорыв: и в пешем строю и в конном ходили мы в атаки. Сколько гибло людей».

В связи с резко осложнившейся с 1915 г. обстановкой на фронте и затягиванием войны для российской армии потребовались новые людские резервы. В 1915 — начале 1917 гг. были резко сокращены льготы по призыву, сужен круг причин для предоставления отсрочек, а также начаты досрочные призывы новобранцев.

Вот строки из письма 1915 года нашего земляка Иващенко И.М. родителям на станцию Вяземская: «Болит душа о том, что не получаю от вас не одного письма. Этот полк, в котором я нахожусь, пришёл с Карпат 9-го июня и теперь скоро опять отправится в Бессарабию, когда придёт пополнее. Каждый день прибывают эшелоны с солдатами. Хотел поступить в разведочный отряд, но уши всё время болят, так что придётся опять в лазарет». Иван Максимович Иващенко был ранен, вскоре попал в плен.

Гарнизоны Дальнего Востока в основном состояли из пожилых крестьян-ополченцев и молодых солдат, призванных досрочно.

Казаки поселковых ополчений Вяземской волости, кроме службы участвовали в хозяйственных работах непосредственно в станицах и посёлках, помогая нуждающимся семьям фронтовиков в посевной кампании и уборке урожая.

Учителя провожала вся школа

С 1915 г. резко возросло число ведомств, учреждений и частных лиц, просивших отсрочку от призыва в связи с образовывавшимися после призыва в армию вакансиями, которые некому было заполнить. По неоднократным ходатайствам краевых властей отсрочку от исполнения воинской повинности до окончания войны получили железнодорожные, почтово-телеграфные служащие, полицейские и некоторые другие. Для ряда лиц особо дефицитных специальностей, к которым относились финансисты, таможенники, крестьянские земские начальники и т.д., были получены только краткосрочные отсрочки по призыву. К таким «льготникам» краевые власти не сочли нужным отнести педагогические кадры, что весьма негативно сказалось на воспитании подростков, которые в недалеком будущем стали участниками революционных событий 1917 года и братоубийственной Гражданской войны.

Из воспоминаний Н.В. Усенко: «Помню своего учителя Костина Николая Пет-ровича. С университетским значком на кителе, высокообразованный, строгий и справедливый человек. На станции поговаривали, что он «вольнодумец». Может быть, потому в первый год войны с Германией Костина сразу отправили на фронт. Поезда в то время редко проходили мимо ст. Вяземской, и Николай Петрович должен был уезжать поздно ночью. Провожать учителя на войну пришла вся школа».

Помощь фронту

Конкретная помощь, как действующей армии, так и частям Приамурского военного округа осуществлялась в форме различных материальных поставок. В армию путем закупок, реквизиций в больших объемах направлялись рыба, зерно, сапоги, другие продукты и предметы снабжения.

Уссурийская, Амурская и Китайско-Восточная железные дороги стали активно работать по перевозу этих грузов на запад страны, в действующую армию. Работники вяземского депо принимали участие в перевозке таких грузов на определённых участках дороги.

По инициативе наиболее крупной благотворительной организации «Приамурского комитета по оказанию помощи раненым, увечным и больным воинам и их семьям» была обеспечена работа на протяжении почти всей Первой мировой войны на театре военных действий Приамурского этапного лазарета, передового санитарного отряда и других медицинских учреждений. Они обеспечивались полностью средствами, добровольно собранными дальневосточным населением.

На железнодорожных вокзалах, в магазинах были установлены специальные кружки для сборов денег. В Хабаровске и других городах устанавливались традиции организации патриотических вечеров и благотворительных концертов.

До революции в нашем городе работал украинский самодеятельный драматический театр. Предполагаем, что такие благотворительные концерты мог давать и вяземский театр.

Крушение надежд

Страна вынуждена была выйти из войны без победы и с большими территориальными потерями вследствие социальных потрясений. Ка-ковы их причины?

Их несколько. Прежде всего, затяжной характер вой-ны. Страна была не готова к таким жертвам. На войну работало в России более 3/4 рабочих, шло 2/3 промышленной продукции. Нехватка ресурсов превратилась в 1916 году в топливный и сырьевой кризис. Крушение надежд на быстрое окончание боевых действий привело к деморализации населения. На первый план выдвигались вопросы социально-экономического порядка. Народ возмущали коррупция в высших эшелонах власти, некомпетентность чиновников, перекладывание тягот войны на простое население. Мобилизация крестьян и их лошадей привела к упадку сельского хозяйства. Транспорт перестал справляться с военными и продовольственными перевозками.

С началом войны был прекращен размен бумажных денег на золото, правительство покрывало растущие военные расходы денежной эмиссией, что привело к инфляции и росту цен.

Из письма жителя станции Вяземская Иващенко Никиты Сидоровича сыну Максиму в армию: «Пропишу тебе, сын, какая чему у нас цена: хлеб у нас 15 рублей пуд и то негде взять. Сало 4 рубля фунт, масло конопляное 2 рубля фунт, керосин 50 копеек фунт, спички 13 копеек коробка, сахар 75 копеек фунт, по 2 фунта на душу в месяц. Сапоги 100 рублей пара, одёжа тоже дорогая, сукно аршин 12 рублей, материя, которая была 20 копеек, теперь 6 рублей и то нет. В лавках никакого товару. Корова хорошая 500 рублей, конь рабочий 300-400 рублей».

В августе 1914 г. Николай II ввел запрет на продажу водки на все время войны.

Казна лишилась миллионных доходов, а значительное количество зерна оставалось в деревне, вызывая нехватку хлеба в городах. В 1915 г. во весь рост встала проблема с размещением сотен тысяч беженцев из западных районов страны.

С возращением из армии революционно настроенных солдат усилилось влияние большевиков в городе и на селе. Многие солдаты становились агитаторами за власть Советов. Прежде массы крестьян мало знали о большевиках и о сущности Советской власти. Теперь положение изменилось. С возвращением фронтовиков новосёлы и беднота обрели силы. Они потребовали передела земель.

Из книги Григория Коваля «По долинам и по взгорьям»: «Эхо войны глухим отголоском докатилось с запада до берегов Тихого океана. Начали прибывать первые раненые, поступили первые сообщения об убитых. Война стучала в двери каждой избы.

Восстановить историческую справедливость

Летом 1915 года на побывку после ранения прибыли почти одновременно брат Илья и Андрей Горбач. В один из воскресных дней на берегу Уссури десятки рабочих собрались послушать своих земляков. Илья рассказывал о поражениях на фронте и тяжёлой солдатской службе.

Многие наши земляки на фронте познакомились с программой большевиков. Вернувшись домой в 1917 году, включились в работу по распространению среди рабочих и крестьян идей большевиков, призывали к установлению власти Со-ветов.

Вот некоторые имена: Ф.М. Силютин, А.Е. Погорелов, Т.П. Патрин, Андрей Горбач, Илья Коваль, Яков Гулак и другие.

Яков Гулак на русско-германском фронте служил в горной батарее. Дважды бежал из германского плена, а третий раз, в июле 1917 года, из-под расстрела.

В селе Дормидонтовка бывшие фронтовики Корнатовский Роман Степанович, Скибюк Григорий Никитович и другие писали от руки листовки и распространяли по домам.

В годы Гражданской войны в партизанских отрядах было много фронтовиков Первой мировой.

Далеко не все воины, совершавшие подвиги на фронтах Первой мировой войны, получили знаки воинского отличия. Героев, несомненно, должно было быть больше. Однако награждение орденом Св. Георгия требовало после представления и подписания указа императором (после его отречения командующим армией или фронтом) ещё и утверждения Георгиевской думой. Она состояла из награждённых этим орденом ранее. Во фронтовых условиях Георгиевская дума не могла часто собираться, поэтому от момента совершения подвига до награждения уходило около года, а иногда и больше. Многие героические действия русских воинов, совершённые в 1917 году, остались не отмеченными. Только на pyмынcкoм фронте награждения продолжались до заключения в марте 1918 года Брестского мира.

Установка имён наших земляков георгиевских кавалеров только предстоит. Назову некоторые известные, это казаки Косяков В.Н., А. Подойницын.

С постепенным уходом из жизни воинов Первой мировой войны, для которых она являлась масштабным знаковым событием собственной жизни, в памяти следующих поколений история сражений и подвигов российских героев была заменена приблизительными представлениями. С утверждением советской власти наступила сначала эпоха невостребованности, а затем и опасности воспоминаний о боях «за веру, царя и Отечество». 100-летие с начала Первой мировой войны диктует восстановить историческую справедливость и вернуть из забвения славные имена воинов-приамурцев.

Елена Салмашева,

экскурсовод-лектор

краеведческого музея

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *