Поклонимся живым

malenko.jpg

Сегодня в нашем районе участников Великой Отечественной войны осталось всего 16 человек. Мы знаем всех поименно. Гордимся их военными подвигами, самоотверженным трудом в мирное время. Ветераны говорят, что ничего особенного не сделали, просто выполняли свой долг перед Родиной. А наш долг — вспомнить о них и в очередной раз поклониться живым защитникам отечества.

Непокоренный

Пантелей Данилович Маленко встретил войну, когда ему было неполных 17 лет. Родные места Кировоградской области немцы оккупировали в самом начале боевых действий. Мирное население фашисты сгоняли под стволами автоматов для работы в карьеры, на строительство дорог, сельскохозяйственные поля. Под страхом смерти люди работали на немцев, превратившись в рабов 20 века. Так продолжалось более двух лет…

Уже отгремели ожесточённые бои под Москвой, Сталинградом, был пленен фельдмаршал Паулюс со своими войсками, коренной перелом произошел в Великой Отечественной войне под Курском, советские войска вели наступление на всех фронтах. Отступая, враг погнал с собой рабочую силу: жителей окрестных деревень, в их числе оказался и Пантелей Маленко.

В августе 1943 года кишеневская группировка фашистов была окружена, уничтожена, пленена. Нашего земляка, как и сотни других молодых людей, освободили и поставили в строй советской армии. В составе 24-го стрелкового полка, 10-й дивизии, 3 Украинского фронта рядовой Маленко принял боевое крещение. Свой военный путь он прошёл от Болгарии до Югославии. На всю жизнь остался в памяти бой под г. Капашварном.

«Подступы к городу были хорошо укреплены, простреливался каждый метр, — вспоминает Пантелей Данилович, — три часа под огнём противника по-пластунски ползли к переднему краю врага. Вещмешок на спине и шапка были прострелены. С рассветом поступил приказ: «В атаку, вперед!» Теряя боевых товарищей, пошли на ненавистных фашистов. Вражеский огонь ослабевал, но одна огневая точка противника продолжала бить прицельно.

Оставив личное оружие товарищу, чтобы не мешало, прижимаясь к земле, удачными бросками гранат мне удалось заставить замолчать вражеские пулеметы. Один из них был искорёжен, другой оказался исправным. Без промедления я открыл огонь по фашистам из их же орудия. Вскоре была дана команда «Прекратить огонь!» Немцы сдавались. Со всех сторон слышалось: «Капут гансы, Гитлер Капут».

Позже, когда закончилась война, за бои под Белгородом пулеметчик Пантелей Маленко был награжден медалью «За отвагу». Но на войне как на войне. Никто не может сказать, что будет завтра, сегодня, через пять минут. Этот бой для Пантелея стал роковым. Получилось так, что удачно начавшаяся атака захлебнулась, и те, кто вырвался вперед, оказались в немецком окружении. С января 1945 года снова — плен, голод и холод, рытье окопов. Земля, как камень. «Однажды откопал кусочек кукурузного початка и какую-то кость, — рассказывает ветеран, — кусочек кукурузы показался мне лакомством, а кость тайком дробил (чтобы конвоиры не видели) и проглатывал.

24 марта 1945 года мы были освобождены американцами и переправлены в Марсель. Стали нас откармливать и предлагали ехать в Америку. Желание было одно — поскорей добраться до родных мест и, несмотря на послевоенные испытания, об этом не пожалел ни разу. Позже советских военнопленных передали англичанам, которые отправили нас пятитысячным отрядом на пароходе в СССР. В Одессу прибыли 12 мая 1945 года.

Мы были в американской форме, поэтому населению города говорили: «Мы свои, русские». В Белоруссии в г. Овруч наша контрразведка стала проводить проверку, допросы. Выискивали «врагов народа». Особенно тяжело доставалось коммунистам, побывавшим в плену. Они возвращались с допросов, еле держась на ногах. Одних по этапу отправляли в сталинские лагеря на север, других на поселения в другие районы. Окончание Второй Мировой войны, капитуляцию Японии я встретил на станции Хор. С тех пор стал дальневосточником».

После войны Пантелей Данилович трудился на заготовке леса. Спустя пять лет, окончил курсы мастеров лесного хозяйства и более 20 лет проработал в леспромхозе. Перед тем, как выйти на пенсию, трудился в ДРСУ дорожным мастером. С супругой Екатериной воспитали девять детей. Семнадцать лет назад её не стало, из детей в живых остались шестеро. Зато теперь у ветерана 21 внук и 22 правнука.

Три года назад он встретил Татьяну Демьяновну Чиркову — мать пятерых детей, бабушку 12-ти внуков и 7-ми правнуков. Стали жить вместе. Татьяна Демьяновна приехала с Брянщины в 1955 году и 30 лет проработала на лесозаводе в п. Дормидонтовка, ветеран труда.

Тяготы и лишения на протяжении 88-летнего жизненного пути не сломили Пантелея Даниловича, он остается непокорённым. Ветеран бодр, еще хлопочет по хозяйству, вместе с Татьяной Демьяновной принимает участие в проведении уроков мужества. «Хочется верить, — говорит наш земляк, что молодое поколение будет достойно чести и славы ветеранов Великой Отечественной войны».

Молодые бойцы учились воевать

Уроженец Приморского края, рядовой (телеграфист) Пётр Степанович Букал с июня 1941 по октябрь 1943 года проходил службу в районе Новоникольска по прикрытию дальневосточной границы на Приморском направлении. «Тогда мы были молоды, — говорит Пётр Степанович, — учились воевать на ходу. Жили в палатках, с оружием не расставались ни днём, ни ночью. Учебные стрельбы, тактические учения, марш-броски стали обычным делом.

«У каждого из нас, — вспоминает Петр Степанович, — было одно желание скорее попасть на фронт, в действующую армию. Этот день настал осенью 1943 года. Наш полк погрузили в эшелоны и отправили в состав третьего Украинского фронта. В это время дивизией командовал генерал-лейтенант Макаренко, а стрелковым полком, в котором довелось служить мне — подполковник Мокшин. Своего же командира батальона мы просто называли «Дорогуша».

За 70 лет многое уже стало забываться, но вот бои в Венгрии, в районе озера Балатон, не забудутся никогда. В жестоких и страшных сражениях гибли тысячи наших и вражеских солдат. Отдельные населённые пункты переходили из рук в руки трижды. Не успевали на поле сражения закапывать убитых. Порой приходилось продвигаться под огнём противника, а рядом лежали тела погибших товарищей. Гитлер считал свои укрепления неприступными, хотел загнать нас в озеро, но не тут-то было. Наступление советских войск не могла уже остановить никакая сила. С каждым днём приближалась Победа.

Боевые награды, которые получил рядовой Пётр Букал, говорят сами за себя: орден «Отечественной войны второй степени», медали «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За Победу над Германией 1941-1945 гг.», множество юбилейных наград.

После окончания войны Петр Степанович продолжил службу радистом в одесском военном округе, затем в Мурманске и только лишь в 1947 году демобилизовался и вернулся на малую родину. Пять лет работал по военной специальности в мастерских связи, затем два года токарем. Трудился в доке и леспромхозе, занимался вывозом делового леса на мощных лесовозах. Петр Степанович с гордостью говорит, что у него 55 лет водительского стажа. Приятно слышать!

Сегодня наш земляк живёт в доме ветеранов, сам готовит обед. Когда было здоровье, встречался с молодежью в школах, а сейчас дети с учителями приходят к нему в гости, фотографируются с ветераном.

Матросы освобождали Родину от японских захватчиков

Семья Василия Константиновича Кузьмича мне знакома с детства, жили по соседству. Он служил начальником караула, потом инспектором пожарной охраны в городе. Его жена Мария Акимовна занималась домашним хозяйством, воспитанием троих детей. Тёплая встреча с этими замечательными людьми согрела сердце. Посидели, поговорили, нахлынули воспоминания.

Во время войны и после ее окончания (1943-1948 годы) Василий Константинович служил матросом на Тихоокеанском флоте. «В августе 45-го наши корабли вступили в бой с японскими захватчиками, — вспоминает он, — освобождали Южный Сахалин. В результате этой операции в плен сдались 18300 японских солдат и офицеров». Как память об этих событиях у нашего земляка остались награды: «За Победу над Японией», орден Отечественной войны второй степени.

Его супруга Мария Акимовна тоже с болью в сердце вспоминает то страшное время. «Мне было 15 лет, когда немцы угнали нас из родного дома в Германию, — рассказывает она, — я и отец работали на авиационном заводе в Тюрингии, близ города Кала. Моя сестрёнка готовила и прибирала в хозяйском доме (хозяевами называли немцев). Бывало, принесёт немного еды, мы и рады — радёхоньки. Благодаря американским войскам мы тогда не погибли».

Жизнь этих людей была нелёгкой, но глядя на то, как они уважают и ценят друг друга, гордятся своими детьми, радуются подрастающим внукам, становится понятно, что не зря советские герои проливали кровь, терпели лишения и отдавали жизни за своё отечество.

Валерий Крымский,

председатель комиссии по работе

с ветеранами войны и военной службы

На фото Пантелей Данилович Маленко с семьей, п.Ярославка 1949 год

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *