"Скорая" просит помощи

reidskoraya.jpg

Вторник, обычный рабочий день, который для дежурных бригад отделения «Скорой медицинской помощи» Вяземской ЦРБ начинается в 9 часов утра. Знакомлюсь с медиками. Сегодня дежурят три бригады на двух машинах. Среди медработников заведующий отделением и старший смены Владимир Левкин, его помощница и «правая рука» старший фельдшер Дарья Бурундукова, фельдшеры Пётр Костылев, Наталья Коваленко, Евгения Гришева, Лира Лопаткина, диспетчер Лев Финоедов. Они работают в режиме — «сутки через трое», но так как в январе многие в отпусках и на больничном, выходит — «сутки через двое». Бригады медиков трудятся и в выходные и в праздничные дни, когда особенно много вызовов, так как поликлиники закрыты.

Не успели познакомиться — первый вызов. Одеваю халат, любезно одолженный мне Петром Юрьевичем, и иду вслед за ним и Евгенией Александровной в машину «скорой помощи», которая стоит у входа. В белом халате чувствую себя студентом-стажёром, которому есть чему поучиться у опытного фельдшера (стаж Костылева без малого 19 лет).

ВОТ ЭТО СУПЧИКА ПОЕЛ

Направляемся в посёлок нефтяников, где одному из сторожей стало плохо. Больной встречает нас сам на пороге рабочего вагончика. Жалуется, что всю ночь промучился, была сильная диарея, и он проглотил сразу пять таблеток «левомицитина», после чего покрылся сыпью. — До этого никогда аллергии на лекарства не было, — рассказывает бедолага, — а вчера вечером всё началось после того, как поужинал гороховым супчиком с тушёнкой.

Больному измеряют давление, оно 150/100, фельдшер ставит два укола внутримышечно и внутривенно. Мужчине объясняют, что с антибиотиками не шутят, и в таком количестве принимать таблетки опасно. Просим у больного документы: паспорт, страховой медицинский полис, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта гражданина в системе обязательного пенсионного страхования). Медики переносят сведения в «Карту вызова скорой помощи», состоящую из четырёх страниц и 37 пунктов. Больной расписывается в пункте 29, что он был согласен на медицинское вмешательство. По моим ощущениям, на заполнение бумаг уходит больше времени, чем на оказание самой медицинской помощи. На выходе слышим благодарное: «Спасибо, мне стало лучше».

Уже в машине Петр поясняет, что новшество, связанное с длительным заполнением карты, произошло в этом году. Что придумано оно не врачами, и больным остаётся только с пониманием относиться к тем формальностям, которые приходится соблюдать бригаде «скорой медицинской помощи».

ЛЯГУШОНКА В КОРОБЧОНКЕ

Только отъехали от нефтяников, как поступил вызов в машину, что нас ждут в посёлке Дормидонтовка. Быстро разворачиваемся и мчимся по указанному адресу. Федеральная трасса на участке Вяземский — Дормидонтовка напоминает стиральную доску. Сижу в кресле рядом с пустыми носилками для транспортировки больных, фельдшера расположились впереди в кабине водителя. Поездка вытрясает душу, чувствую себя, как в сказке «лягушонком в коробчонке». А какого больному, которого иногда везут в больницу в карете «скорой помощи» и на более длительные расстояния?!

Приехали. Больная — женщина 85 лет лежит в кровати. «Скорую» вызвал соцработник, который ухаживает за одинокой старушкой. Пенсионерка жалуется на тошноту, боли в животе, плохое самочувствие. Давление её 140/80. Медики посмотрели живот, язык, проверили пульс. У женщины — хронический колит, по нескольку дней отсутствует стул. Сделали уколы: спазмальгетики, противорвотное. Так как у больной постельный режим, Евгения, с её согласия, начинает искать документы, чтобы заполнить карту вызова. Это наводит на мысль, что всем нам, особенно одиноким людям, необходимо «на всякий пожарный» держать нужные документы рядом с кроватью. — Ого, какая вы заслуженная, — говорит Женя, — перекладывая стопку документов в поисках нужных. Задумываюсь о том, что никакие награды и заслуги не спасают нас от одиночества и трудной старости.

Вызовов пока больше нет, возвращаемся обратно в отделение, заходим в комнату отдыха медперсонала. Пока нас не было, на третий вызов на улицу Серышева съездила фельдшер Лира Валерьевна, которая констатировала смерть семидесятилетнего мужчины. Его нашла в собственном доме уже без признаков жизни дочь. Пенсионер скончался ещё до приезда «скорой», которая была на месте через 8 минут после её звонка. Накануне у мужчины умерла жена, и прошло всего два дня после её похорон. Причину его смерти определит вскрытие. Перевозка тела в морг лежит на родственниках, доставка умерших на «скорой» запрещена ведомственными приказами.

И ТЕЛЕВИЗОР ЗА СВОЙ СЧЕТ

В комнате отдыха медперсонала есть всё необходимое: диван, кушетки, стол, стулья, шкафы, даже телевизор. Оказалось, что его купили в складчину, как и утюг, и чайник сами медработники. Рядом с телевизором микроволновка, её коллективу подарила администрация больницы на День медицинского работника. В ней можно разогреть принесённый с собой на сутки работы обед. Буфета в больнице давно нет, и если не запасёшься домашним, то будешь спасать чьи-то жизни голодным. Девчата до сих пор с ностальгией вспоминают вкусную выпечку, которую привозили из кондитерского цеха ПУ-47. — Что телевизор, рабочие халаты иногда сами покупаем, — говорят фельдшера. — Правда, в 2011 году заведующему удалось экипировать спецодеждой своих сотрудников. В тех удобных тёплых куртках и ветровках они и сегодня выезжают к больным. Пока одни фельдшера отдыхают, другие продолжают заполнять карты (те графы, что не успели на вызове), а я иду в самое сердце отделения — диспетчерскую.

СЕРДЦЕ ОТДЕЛЕНИЯ

Здесь у мониторов и телефонов распоряжается Лев Николаевич Финоедов. Перед ним раскрытый журнал вызовов, рядом — компьютер. Есть даже ГЛОНАСС, которая отслеживает передвижение машин скорой помощи. Для труднодоступных поселений района, таких как Медвежий, Шумный, существует спутниковый телефон.

Финоедов — медик опытный, начинал ещё с медпункта села Видного. На «скорой» более 28 лет, причём, прежде чем стать диспетчером, отработал фельдшером немало лет и знает эту «кухню» в совершенстве. Он не только принимает звонки, но и может при необходимости дать квалифицированную консультацию по телефону. Узнаю, что с начала текущего года на «скорую» поступило уже 674 вызова, это по 30 в сутки. Особенно напряжёнными, по традиции, стали праздничные новогодние дни, когда их количество доходило до 40.

ЭТО ГАРАЖ ИЛИ САРАЙ

Выбираю время, когда нет вызовов, и иду на обед. По дороге захожу в гараж «скорой». Внутри всё непрезентабельно: чёрные от потёков воды стены (летом течёт крыша), холодный пол (в дверях гаража большие щели), отсутствует водоснабжение (водители моют руки в ведре), нет смотровой ямы. Здание больше похоже на склад, чем на гараж. Видно, что здесь давно не было ремонта.

Стоят две «Газели», которые задействованы на вызовах. Рядом находится машина «ФИАТ ДУКАТО», на котором большими буквами написано «РЕАНИМАЦИЯ». Она предназначена для особо тяжелых случаев (травмы и суициды за прошлый год по официальным данным составили 38 случаев) и ДТП. В углу расположился старенький УАЗик. Все автомобили, по словам механика гаража Виктора Комарова, на ходу, но не хватает водителей. Многие из них уволились в конце прошлого года из-за низкой оплаты труда. — Кто будет работать за копейки, — говорит Виктор Леонидович. — У некоторых зарплата была ниже пенсии. Правда, в декабре зарплату водителям подняли в два раза, теперь проводим набор новых шоферов (недокомплект 5 единиц). — Но не каждый может работать на «скорой помощи», где от твоей реакции и мастерства зависит жизнь людей. Водитель должен не только доставить по адресу бригаду, но и найти этот адрес. А у нас на домах не везде есть номера, что создаёт трудности, особенно в ночное время. Подъезды к многоквартирным домам зачастую перекрыты блоками, что особо чувствительно, когда больного забирают в стационар. Ещё водителю необходимо помочь в транспортировке больного.

Водители-старожилы: Александр Швырёв, Валерий Мельниченко, Александр Фадеев, Анатолий Василец, Владимир Забава, Юрий Романченко, Владимир Наконечный. Они своими силами ремонтируют технику, которая работает круглосуточно, без отдыха, как говорится, «на износ». За сутки машина проходит от 200 до 500 километров, так как кроме Вяземского района приходится зачастую ездить в Переяславку, Хабаровск. От такой нагрузки техника часто ломается и очень сложно поддерживать её в исправном состоянии. В первом квартале текущего года ожидается поступление двух новых автомобилей скорой медицинской помощи класса «В», которые заменят существующие. Здесь их ждут с нетерпением.

НОВАЯ СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ «СКОРОЙ»

Мы беседуем с врачом высшей категории, заведующим отделением «Скорой медицинской помощи» Владимиром Левкиным. Его стаж на «скорой» более 23-х лет. Он не только заведующий, но и действующий врач, который выезжает на самые сложные случаи, например, связанные с ДТП. В 2012 году их количество составило 47, пострадало 65 человек, со смертельным исходом — 4. Для сравнения — в 2011 было 15 смертельных случаев.

— С 1 января 2013 года «скорая помощь» перешла на финансирование из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, — рассказывает Владимир Геннадьевич. — Новая модель финансирования подразумевает бюджетно-страховой принцип оплаты вызовов, медики становятся напрямую зависимыми от работы ФОМСа со страховыми компаниями. Отсюда и бюрократическое новшество — на вызове врач должен заполнить карту, в которой много пунктов, касающихся личности больного. Если карта не будет заполнена, не будет и оплаты. А как быть, если человек без сознания, в состоянии сильного алкогольного опьянения, ведущий асоциальный образ жизни, просто не может сообщить некоторые сведения? К тому же всё это требует немало времени и сил, которые могли бы пойти на больного. Что из этого выйдет — покажет время. Пока у нас остаётся много вопросов.

Врач «скорой» — это элитная специальность. Он должен во многом разбираться и иметь сертификат врача скорой медицинской помощи. Причём в деревню никто распределяться не хочет, большинство предпочитают большие города, такие как Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Кроме врачей, не хватает фельдшеров. На 28,5 фельдшерских ставки 22 человека.

Двумя машинами невозможно качественно обслужить такой большой район, как Вяземский. Норматив в 20 минут ориентирован на Москву. Те, кто его придумали, далеки от реальности на местах. До многих ещё не доходит специфика нашей работы. Некоторым проще вызвать «скорую», чем обратиться к терапевту. Бывают ложные вызовы, звонят дети или развлекаются пьяные взрослые. Занимают телефон, а где-то умирает человек, которому действительно нужна неотложная помощь. В этом году будет установлена аппаратура, определяющая номера абонентов сотовой связи. Будут такие «шутники» привлекаться к административной или уголовной ответственности.

На «скорой» нет проблем с лекарствами. То, что нужно для оказания скорой медицинской помощи, дают в полном объёме и достаточном количестве. — Всё, что заказываем, мы получаем, — говорит заведующий.

ТЕРПИМЕЕ ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ

Всего за прошедшие сутки было 16 вызовов, что в два раза меньше, чем обычно, из них три пришлись на сёла. Смена, по отзывам медперсонала, выдалась спокойной. Даже на переезде, на удивление, не приходилось стоять ни минуты, хотя иногда стоят больше часа.

Пьяных тоже было немного, хотя в праздники их — большинство. Были сердечники, малые детки с высокой температурой, больные с высоким давлением и остеохондрозом, мужчина с бытовой травмой и другие. Особо запомнилась 76-летняя ветеран труда из дома по улице Коммунистической, которая с высоким давлением ухаживает за лежачим 77-летним мужем (у него перелом шейки бедра).

Два человека на «скорой» доставлены в стационар. На один из таких вызовов выезжала бригада во главе с заведующим. Его опыт и профессионализм позволили спасти человека с острым аппендицитом, которого прооперировали сразу после доставки в хирургию.

Можно услышать упрёки, что долго ждали машину «скорой». Можно понять нетерпение родственников больного, которые как «на иголках» ждут её приезда. Но расстояния между сёлами района немаленькие, и если будет один вызов, например, в Шереметьево, а другой в Кукелево, то городским жителям придётся подождать. Хотя, по словам заведующего, одну машину он старается всегда оставлять в городе. «Оголять город и федеральную трассу я не могу».

Работники «скорой» за небольшую зарплату (у фельдшеров она сегодня меньше, чем у водителей после прибавки), взяв в руки тяжёлый чемоданчик, трудятся круглыми сутками. По крайней мере, я теперь буду оценивать их работу по-другому. Возможно, именно в этот момент они спасают чью-то жизнь.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *