Как тыл работал для фронта

Елизавета Ульянова была первой женщиной–машинистом паровоза на всей ДВЖД / Фото 1947 года, из фондов музея вяземского локомотивного депо

Всё больше и больше лет отдаляют нас от Великой Отечественной войны. Но до сих пор не опубликованы все документы того времени, не раскрыты все подробности боевых и трудовых подвигов советского народа. Одна из таких до конца не раскрытых страниц — труд вяземских женщин на железной дороге в годы войны.

Многие женщины и девушки трудились до войны на железнодорожном транспорте и на вспомогательных работах. Пройдя ускоренные курсы подготовки при вяземском железнодорожном училище, расположенном в здании средней школы №20, и при паровозном депо, они пришли на производство, заменив ушедших на фронт мужчин.
Уже в первые дни войны, 25 июня 1941 года, машинист паровоза депо станции Вяземская В. Колесникова со страниц газеты «Пограничный транспортник» обратилась к женщинам со словами: «Товарищи женщины, овладевайте железнодорожными специальностями, чтобы в решающий момент заменить на производстве отцов, мужей и сыновей!» Женщины работали машинистами, помощниками машинистов, стрелочниками, вагонниками, составителями поездов, слесарями по ремонту подвижного состава.
Елизавета Ульянова была первой женщиной–машинистом паровоза на всей ДВЖД. Машинист О.В. Соколова замечательно работала на паровозе пассажирского типа. Успешно справлялись с обязанностями машинистов паровозов на грузовых перевозках А.П. Лазутина, В.Я. Маломыжина. По-ударному работали жительницы района: Вачаева, Кучменко, Хованцева, Карпова, Петухова, Якушина, Литвинюк. Бригада вагонников А.Д. Стреленко на ремонте вагонов выполняла нормы на 250-300 процентов.
В газете «Правда» 7 ноября 1944 года было опубликовано письмо Л.И. Мамаевой — машиниста локомотивного депо станции Вяземская.Сквозь долгие годы нам открываются трагические и героические страницы её жизни: «Тринадцатого ноября 1941 года под Москвой погиб мой муж. До войны он работал старшим машинистом на станции Завитая. У меня осталось четверо детей, как их воспитывать одной, я не знала. Но и мысли не приходило о том, чтобы оставить работу, когда мой труд так нужен Родине. И я работала самоотверженно.
Родина наградила меня орденом «Знак Почёта» и знаком «Отличный паровозник». В апреле 1943 года меня командировали в депо станции Вяземская. Туда я переехала на своём паровозе, со своей бригадой и своими детьми. Руководство депо помогло мне и женщине-кочегару устроить детей в детский сад и интернат семилетней школы. И мы с новой энергией взялись за дело…».
Нина Петровна Вечурко, рядовой-кочегар, участвовала в боевых действиях с марта 1943 года по сентябрь 1945 года в составе перевозной колонны особого резерва НК ПС № 46. Награждена медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
В составе военно-эксплуатационного отделения № 33, в роте тяги служили помощниками машинистов паровозов Зинаида Васильевна Носырева и Наталья Емельяновна Соломатова. С 1941 года по апрель 1944 года они работали в вяземском паровозном депо кочегарами на паровозах. В апреле 1944 года, после окончания курсов помощников машинистов, были направлены в ВЭО-33. Участвовали в боях с апреля 1944 года по май 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. А с августа по сентябрь 1945 года — в войне с Японией. Были награждены орденами Отечественной войны II-й степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». В составе военно-эксплуатационного отделения № 33 в должностях дежурных по станции служили Василиса Петровна Гурьева, Мария Семёновна Велик.
Яркую страницу в историю вяземского паровозного депо внесли тогда трудовые фронтовые бригады литейного, инструментального, подъёмочного и механического цехов. Право называться фронтовыми они получали за свои поистине боевые дела в тылу. Имя передовой бригады среди них носила комсомольско-молодёжная бригада Надежды Сторожук. Это она и её бригада делали для фронта отличные кинжалы для разведчиков. Нелёгкий в этой бригаде был труд пилонасекальщиков, которые освоили изготовление остродефицитных напильников.
В военные годы в вяземском локомотивном депо был небольшой литейный цех. Этот цех являл собой самый ответственный участок в выполнении заказов фронта — в нём отливались гранаты-лимонки. Труженикам этого горячего цеха было сложнее, чем другим, ведь нести ковш с расплавленным чугуном нелегко. Да не только нести, а ещё и вылить этот чугун в формы — спокойно, аккуратно, чтобы не испортить формовку. Хорошо трудились здесь комсомолки-литейщицы Вера Фокина, Надя Скоморох.
Вечная слава, память и признательность героям огненных лет.

Василий Стригалёв, подполковник юстиции По материалам сайта «Память народа»

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *