Мастер по зову сердца

Житель Вяземского Александр Вавилкин – человек труда, он и плотник, и столяр, и сварщик, и токарь.

У него и специальность такая – инструктор по труду в вяземском психоневрологическом интернате. «Когда Андрей Анатольевич Ольховой, директор Вяземского дома социального обслуживания, позвал меня сюда работать, я не был уверен, что справлюсь, всё-таки учениками будут люди с ограниченными возможностями здоровья, — вспоминает Александр Александрович, — не знал, смогу ли я стать им наставником».

Александра Вавилкина с раннего детства окружали люди, для которых трудовое мастерство было образом жизни. Он с душевным теплом вспоминает своего деда по отцовской линии Сергея Семёновича Вавилкина, участника Великой Оте-чественной войны. «Они с бабушкой жили в доме в самом конце улицы Гастелло, так там всё было сделано его руками. Дед был печником и плотником, для своей семьи любую мужскую работу мог сделать и людям помогал. Отец мой Александр Сергеевич тоже никакой работы не чурался, всё умел. В лес-промхозе до пенсии работал машинистом козлового крана», — говорит собеседник.

Мастеровыми были и братья матери, его дяди из семьи Коптеловых в селе Кукелево. «Они все трудились плотниками, но и другую работу знали. Вообще, сколько я себя помню, меня по жизни всегда сопровождали столяры, плотники – люди труда, — вспоминает Александр Александрович, — наверное, благодаря их примеру я и пошёл по этому пути». Рассуждая о получении рабочих навыков, он рассказывает об уроках труда в вяземской средней школе №3, в которой учился. Преподаватель трудового обучения Григорий Терентьевич Поцелуйко всех своих учеников того времени обучил азам трудового мастерства. Благо, что школьные мастерские располагали и токарными, и столярными станками. «У всех мальчишек-выпускников любой школы в те годы обязательно была за плечами своя табуретка», — улыбается бывший ученик.

Учёба — тоже работа

Следующим этапом трудового пути стала служба в армии. По призыву попал Александр в строительные войска, и за два года на строительных объектах поработать пришлось немало. Говорит, что научился там и штукатурить, и плотничать уже профессионально, даже удостоверения получил. Стремление учиться, полученное в детские годы, а ведь это тоже труд, сопровождало его и в армии, и в дальнейшие годы. К удостоверениям о строительных специальностях он впоследствии добавил высшее образование, сертификат о работе с особыми детьми, полученный на специальных курсах, пока трудился в вяземской Агрошколе.

Кстати, в Агрошколе Александр Александрович стал специалистом по ипотерапии, которой занимался с учащимися этой школы. Тогда здешний конь Гопак, о котором знают уже многие вяземцы, стал ему другом. «А друзей не бросают, поэтому часто приезжаю к нему с гостинцами, очень конь яблоки любит», — улыбается Александр.

О пользе трудотерапии

Возвращаясь к теме перехода в психоневрологический интернат на должность инструктора по труду, он говорит, что открыл для себя значимость трудотерапии для жильцов этого учреждения. «Трудотерапия – это специальная программа, — с энтузиазмом объясняет Александр Александрович, — наши ребята, занимаясь делом, чувствуют себя нужными, начинают дружить на основе общего труда, между ними возникает товарищество, они отвлекаются от мыслей о своих болезнях». Поэтому он вместе с другими сотрудниками старается постоянно занимать их посильной работой. Благодаря этому удалось сформировать группы по трудовым интересам: плотников, сборщиков мебели, косарей, огородников.

Вяземский психоневрологический интернат – это новое учреждение министерства социальной защиты, поэтому сюда постоянно приходит мебель, гардины, различное оборудование. Инструктор по труду особенно рад комплектам станочного оборудования: «К нам уже доставили сверлильный, токарный, шлифовальный, фрезерный станки, так что у нас будут настоящие производственные мастерские, начнём работать с нашими ребятами по дереву и по металлу». Одно из направлений его занятий с подопечными интерната – обучение выжиганию картин по дереву. Этому поможет поставка новых электроприборов для такого искусства.

С творческим подходом

Александр Вавилкин подходит к любой работе с творческим взглядом, может сделать что-то новое из, казалось бы, отработанного материала, из того, что другой человек выбросит. У него в рабочем кабинете на тумбочке красуется деревянный орёл, гордо раскинув крылья. Говорит, нашёл его, изрядно потрепанного временем, в старой кладовке. Восстановил, дал деревянной скульптуре вторую жизнь. Или другой пример. С ребятами убирали старые деревья с территории, Александр сделал спилы стволов, на них сейчас художественные картины создают. Один из жителей интерната Павел — уже признанный здесь художник, сейчас старательно рисует на срезе дерева мультяшных персонажей.

Работа инструктора по труду включила в себя и участие в краевой акции помощи семьям мобилизованных. С группой ребят из интерната их наставник ходит на соседнюю улицу помогать Ульяне, жене мобилизованного на СВО. Она благодарна им за ответственность, за усердие – и с дровами помогали, и с огородом. Ребята получают хорошие уроки труда у своего инструктора, благодаря этому чувствуют свою востребованность, уверенность в себе. Александр Вавилкин знает, что эти две составляющие служат стимулом для любого труда: «Когда видишь, как ученики меняются к лучшему, как уроки труда идут им на пользу, то понимаешь, что занимаешься нужным делом, поэтому профессию я не поменяю, она останется со мной».

Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *