Раньше люди жили в Роскоши

roskoh.jpg

В начале двадцатого века переселенцы из Белоруссии и Украины получили земельные наделы в необжитой тайге, недалеко от новой станции Вяземская. Пораженные красотой природы и ее богатством они назвали основанное ими село Роскошью.

В Вяземском до сих пор живут уроженцы этого села. Его жители начали переселяться в райцентр еще в годы войны, когда на колхозные трудодни выжить семьям с детьми было очень трудно, а в Вяземском можно было получить рабочие карточки с увеличенной нормой хлеба. Журналист районной газеты Сергей Владимирович Антоненко, уроженец Роскоши, в своих воспоминаниях уточнил, что в то время их семья также переселилась в Вяземский, в микрорайон школы №19. Вяземский краевед Василий Панов написал в своих исследованиях, что Роскошь до революции входила в Вяземскую волость. При советской власти, после объединения крестьян в коллективные хозяйства, Роскошь вошла в колхоз «1-е августа». Упоминание об этом можно прочитать в краеведческих исследованиях Николая Антипова и Александра Филлипова. По архивным данным, в 1939 году в Роскоши был свой сельский Совет. В 50-х годах жители этого села вместе с котиковцами так ударно работали в колхозе, что их пригласили в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Оттуда они привезли ценный подарок — электрическую доильную установку «Елочка».

По воспоминаниям учительницы Галины Сергеевны Смотраковой (Коноваловой), в 60-х годах Роскошь относилась к Котиковскому совхозу. Галина Сергеевна приехала жить и работать в это село по распределению после окончания педагогического класса. Молодой была, всего-то 20 лет, а ей сразу два класса доверили в начальной школе. Учителю в селе отдельный домик полагался, но дров молодому специалисту привезти к зиме забыли. «В школу дрова привозили, я с занятий иду и прихватываю с собой несколько поленьев. Очень уж мерзла», — говорит о роскошанском прошлом Галина Сергеевна. Позднее ей разрешили переселиться в комнатку при школе, где медпункт должен был быть. Вообще, скучать и переживать по поводу трудностей молодому педагогу не пришлось — работы много, сразу два класса вела, в малокомплектных школах так принято было. Одна учительница берет детей, например, в первом и третьем классе, а вторая — во втором и четвертом.

«Дети в Роскоши, — говорит Галина Сергеевна, — уважали и почитали старших. Не было тогда пререканий между школой и родителями, те велели детям учителя во всем слушаться. Особых учебных пособий здесь, как и везде в те времена, не было. Один мальчик все никак не мог по букварю научиться читать, так я смогла его научить по газете», — поделилась профессиональными подробностями Галина Сергеевна. Она говорит, что газеты тогда в каждой семье в Роскоши были. «Тихоокеанская звезда» и «Ленинский путь» («Вяземские вести») — обязательно. На большой перемене она нагревала для учеников на печке чайник, и дети пили чай с чем придется — что из дому приносили. «Вообще, — вспоминает учитель, — роскошанцы не бедствовали, хозяйства у них были зажиточные. Рядом с селом простирались пастбища. По утрам хозяйки выгоняли в стадо коров. Во всех дворах держали свиней, кур, погреба пустыми не были. В селе так необычно все погреб называли — выход, — уточняет она. — Погреба в Роскоши копали в огородах, сверху деревянный сруб делали».

Проживало тогда в селе более сотни человек, сколько точно, Галина Сергеевна не помнит. Каждый год в первый класс шло по 10-12 детей. Много ребят приходило в школу со станции Гедике. После четвертого класса роскошанские дети переводились в котиковскую семилетку, куда можно было ездить на рейсовом автобусе, а ученики со станции Гедике с 5-го класса уезжали в школу-интернат №20 станции Вяземская. О специальных школьных автобусах тогда даже никто и не мечтал.

Молодежи в то время в Роскоши проживало много, ведь работа была. В селе располагалась совхозная свиноферма, пасечное хозяйство, окрестные поля засевались гречихой. Кому работы в родном селе не хватало, ездили в Котиково, в центральное отделение совхоза. Галина Сергеевна вспоминает, что по вечерам, по выходным много народу ходило в клуб, художественной самодеятельностью занимались. Завклубом в те годы была Анна Красникова, она собирала вместе людей для творчества. Галина Сергеевна помнит, что летом молодежь всегда играла в волейбол, на пустыре сетка была натянута — парней и девушек здесь хватало.

В 60-х годах в Роскоши у колодца, по воспоминаниям учительницы, жила тетя Даша Кривченко и ее сын Саша. Семенищевы недалеко жили, семьи Моисеенко, Близнец, Шевченко, Пыренковых, Фо-миных. В магазине продавцом работала Вера Орлова, муж ее служил в лесничестве. В то время Галина познакомилась и со своим мужем, Сергеем Смотраковым. Молодая семья стала жить в маленькой комнате при школе. Новорожденного сына вскоре пришлось отдать бабушке с дедушкой, ведь отпуск по уходу за ребенком продолжался у женщин только 2 месяца.

Галина Сергеевна отработала в школе села Роскошь почти 10 лет, до 1971 года. Народу постепенно становилось все меньше, совхозное производство сворачивалось. Выражение «неперспективное село» в полной мере относилось к с. Роскошь. К началу 70-х годов детей в школе осталось 13 человек. На уровне районной власти было принято решение учить их в школе села Котиково, а местную малокомплектную школу закрыть.

Архивы говорят, что в 1970 году в районном реестре совхозов и производственных подразделений еще был Роскошанский пчелосовхоз. Но постепенно сворачивалось все сельхозпроизводство, разбирались крепкие еще дома, люди перебирались туда, где было больше работы и жизни. Вот и Галина Сергеевна Смотракова (Коновалова) переехала с семьей в Вяземский. А в Роскоши последние семьи старожилов жили еще долго, уж очень не хотелось покидать эти привольные обжитые места. Здесь и сейчас есть пасеки, хотя былая слава пчелосовхоза, конечно, уже не возродится.

Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *