"Наша семья — это дружба народов"

gkh.jpg

Первое моё знакомство с Дильбар Абдужалиевой состоялось на дормидонтовском фестивале Варенья. Но встреча получилась мимолётной, и чтобы лучше узнать эту интересную самобытную женщину, мы отправились в село Красицкое к ней в гости.

Прямо с порога она выпалила: «Называй меня Диля, мне привычней будет, потому что все так зовут». Зайдя в дом, я потеряла дар речи от того, что перед глазами предстал невероятный кулинарный натюрморт: стол ломился от изобилия блюд национальной узбекской, таджикской кухни и блюд других народностей Азии. «Мы всегда так встречаем гостей», — на моё изумление ответила Диля. Познакомившись с пятью её внуками и одной из невесток Викой, мы завели задушевную беседу.

Мечтала о русском муже

Дильбар по национальности — узбечка, но её семья поселилась в таджикском городе Курган-Тюбе. «Тогда ещё люди жили мирно, не было ни ссор, ни конфликтов, — вспоминает она, — в школе мы изучали не только свой язык, но и русский. Благодаря стараниям русских учителей сейчас мы довольно хорошо, хотя и с акцентом, говорим на языке большой страны». Традиции народа, к которому принадлежит Диля, в то время определяли всю жизнь человека: начиная от рождения, до женитьбы и старости. Весь быт девочки был построен так, что готовил её к свадьбе. «Нас учили рукоделию, ведению домашнего хозяйства, уважению к мужчине, как главному в семье, — рассказывает Дильнара, — хотя к кухне мама нас не подпускала, готовила всегда сама.

Мастерству кулинарии мне приходилось учиться, когда я вышла замуж. Родители отдали меня в 16 лет. Мужчина у нас предлагает за невесту богатый калым: быка, овец, деньги, много разных дорогих вещей. Но, несмотря на то, что жених приносит хорошие дары, он всё равно несколько раз приходит свататься. Так, родители невесты показывают, что она хорошая и стоит его внимания. Когда я вышла замуж, Супруг Карим забрал меня в другой город Таджикистана — Турсунзаде. Была ли я счастлива? Не знаю. Со временем просто привыкла к своей женской доле: дети родились, занималась их воспитанием, домашним хозяйством».

Дильбар Абдужалиева вела рассказ о жизни её народа, а перед нами будто приоткрывалась завеса в неведомый мир богатой и яркой культуры, основанной на незыблемых исламских традициях. «С рождением ребёнка у нас связано много обычаев, — говорит Диля, — например, имя ему выбирают строго наши родители, например, старшего моего сына они назвали Али Жон. Когда мулла пришёл к нам в дом, он трижды прошептал младенцу в ушко: тебя зовут Али Жон. Также было и с двумя другими детьми — дочерью Саргис и младшим сыном Азизом. В три года или пять лет мальчикам обязательно делают обрезание.

Это для семьи большой праздник, называется он Суннат туй, что в переводе на русский — свадьба. В дом приглашают всех родственников, друзей, они приходят с подарками: дарят вещи, деньги, кто что может. Хозяева же три дня варят, жарят, парят, чтобы накормить многочисленных своих гостей. Женщины на праздники надевают лучшие свои наряды, сшитые из ярких традиционных тканей, их ткут на фабриках. Кто-то покупает готовые платья и шаровары, тюбетейки, некоторые шьют себе одежду на заказ у портных.

Когда я в 2011 году ездила на Родину, привезла своим внукам традиционные национальные костюмы. Мальчикам — чапаны, это стеганые халаты, которые подвязываются поясными платками — кийикчами. Старшей внучке Жене — платье из хан-атласа, шаровары. Всем им — тюбетейки. Сейчас старшие дети выросли из этой одежды. Сегодня мы только Катюшу нарядили в узбекский костюм. Я говорю детям: ждите, пока бабушка с пенсии денег накопит, чтобы всем вместе съездить в наш город Турсунзаде, всем купим обновки». «Нам бы очень хотелось там побывать, — говорит одиннадцатилетний Бахрон, — бабушка всегда так много рассказывает об этом городе, какой он красивый, какие там зелёные и чистые улицы, большой рынок, где продают разные товары. А ещё вкусные сладкие дыни, арбузы, виноград. Хотелось бы всё это увидеть своими глазами и попробовать».

Сорок лет Диля прожила в Таджикистане с супругом Каримом, пока он не ушёл из жизни. Но тайком она мечтала выйти замуж за русского. «Смотрю, бывает, советское кино, — рассказывает она, — а там сидит за столом такой крепкий здоровый мужик и хрустит солёным огурцом. Вот, думаю, мне бы такого мужа: доброго, спокойного. А ведь, знаете, спустя годы моя мечта всё-таки сбылась».

Дети думали, что картофель на деревьях растет

В 2002 году Дильбар приехала в гости к своим родственникам: сестре и брату в село Аван. «Гостили мы летом, — вспоминает она, — дети были настолько поражены, что картофель нужно из земли выкапывать, они думали, он на деревьях растёт, как яблоки». Так нам здесь понравилось, что окончательно и бесповоротно решили остаться в Вяземском районе. Поселились в селе Красицком, я устроилась работать дояркой на мегаферму». С гордостью внуки показали нам вырезки из газет «Вяземские вести», «Тихоокеанская звезда», где на первых полосах было опубликовано фото их бабушки, доярки — передовицы. Но не прост был путь к такому успеху в труде.

«Дети до сих пор вспоминают, когда мы собираемся за праздничным столом, — говорит Диля, — мама, а помнишь, как ты уставала на тяжёлой животноводческой работе, а потом плакала по вечерам? Как же не помнить: первое время приходила с фермы, ни рук, ни ног не чувствовала. Конечно, я за всю жизнь так не работала, у нас женщины дома сидят на хозяйстве, детей воспитывают, семью муж полностью обеспечивает. А тут с работы придёшь, дела домашние все переделаешь, не успеешь глаза закрыть, как снова будильник звенит, вставать пора».

Со временем женщина в работу втянулась, привыкла к коровам, которых сначала боялась, к напряжённому графику. Спустя какое-то время, Диля встретила того самого крепкого надёжного русского мужчину своей мечты и, как сама признаётся, влюбилась без ума. Николай Николаевич, так она его называет дома, работал на ферме ветврачом. Приметил симпатичную, лёгкую в общении, позитивную женщину, да к тому же ещё и хозяйственную. Так и поженились. При женитьбе Дильбар взяла свою девичью фамилию, а дети и внуки носят фамилию первого её мужа — Бахроновы. Сейчас оба сына и дочь Дили работают на железной дороге, они создали свои семьи, подарили маме семерых внуков. Самому младшему Дамиру — 10 месяцев.

У Дили на столе — и узбекский плов, и русские огурцы

«Теперь наша семья — это дружба народов, — говорит Диля, — есть у нас в родне украинские, русские, еврейские, узбекские и таджикские корни. Но все мы дружные, стараемся помогать друг другу. Меня муж научил солить русские бочковые огурцы и помидоры, варить борщ и печь блины на Масленицу, красить яйца в Пасху, которая стала одним из любимых семейных праздников. Невестки теперь порой лучше меня готовят наши национальные плов, шурпу, лагман, особенно хороша в кулинарии Вика, она сама хлеб печёт, мы в магазине его никогда не покупаем. Её муж, мой старший сын Али Жон сказал, что обязательно и тандыр поставим, чтобы лепёшки узбекские ещё вкуснее получались».

Семья Дильбар Амоновны такая большая, что в каждом месяце (кроме июня) у них есть именинник, а то и не один. Внуки практически живут у бабушки, она помогает им с уроками, вместе они читают, смотрят мультики. И, конечно, дети любят вкусности, которые готовит бабуля, особенно сладкий чак-чак. Ребята с удовольствием вместе с ней участвуют в фестивалях и конкурсах разных культур в районе и в Красицком, представляя свою национальность. Девчонки заплетают косички, мальчишки надевают тюбетейки. Даже знают несколько слов на узбекском языке. В них уже ярко выражено чувство национальной самобытности, которая не только поддерживает прочную связь поколений, но и несёт в мир свою уникальность.

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *