След на земле

ivan.jpg
1 октября 2020 года исполняется сто лет со дня рождения Ивана Тимофеевича Губаря — Почётного гражданина города Вяземского, бывшего редактора районной газеты «Ленинский путь», председателя районного совета ветеранов, участника Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке с милитаристской Японией.

Тимофей Иванович Губарь и его жена Елена Михайловна проживали на Украине в Полтавкой губернии. В 1905 году царь послал Тимофея воевать с Японией. И хотя русские потерпели тогда поражение, многих солдат поразили бескрайние просторы дальневосточных земель. А сколько здесь было живности, различных растений!

По возвращении Тимофей загорелся переехать на Дальний Восток. Сказано — сделано. В 1909 году тронулись в путь. Добирались долго. Это особая история. Остановились в селении, которое называлось Капитоновка. На быках работали на земле. Держали корову и другую живность. Главное — в этом поддерживал материально сам царь. Еще на быках подвозили лес на строительство второй очереди железнодорожной ветки на Владивосток. Стройка была тоже государственной. И сюда ехали целыми семьями с разных концов страны. Молодые супруги прочно осели на дальневосточной земле. Здесь в 1912 году родился первенец Александр, через два года Тимофей, в 1920 году 1 октября — Иван, в последующие годы Петр, Нина.

В 1933 году они переехали в поселок Дормидонтовку. Здесь родился еще один сын Анатолий.

Иван учился в дормидонтовской школе в одном классе со своей будущей женой Марией.

Его младший брат Анатолий — единственный оставшийся в живых — сейчас проживает в поселке Дормидонтовке. Ему 85 лет, у него трое детей, 7 внуков и 8 правнуков. Он чтит память о всех своих родных. Судьба многих была связана с Дормидонтовским лесозаводом. Один брат, Сергей, погиб на фронте в возрасте 18 лет.

С особой гордостью Анатолий Тимофеевич рассказывает о среднем брате — Иване.

— Уважительный, добрый, интеллигентный. Он внимательно слушал людей. Окончил Высшую партийную школу, редактировал в Совгавани районную газету, но из-за болезни дочери переехали в Вяземский, подальше от морского климата. И здесь его поставили редактором районной газеты, тогда она называлась «Ленинский путь».

Часто к нам заезжал, — продолжает Анатолий Тимофеевич. — Каждый приезд был большой радостью.

Говорил всегда чётко, ясно. Мы любили его слушать за семейным обедом.

А как они читали с Денисовной! Она в библиотеке работала. И все в семье любили книги, музыку, поэзию.

Анатолий Тимофеевич показывает толстенькую книгу — повести и рассказы Пушкина. А история у книги была особая.

Мария Денисовна шла на работу и проходила мимо одной из свалок, которые порой делают горожане. Обратила внимание на толстую книгу. И это Пушкин! С его удивительными рисунками! Очистила, отдала, чтобы сделали новую обложку. И она заиграла. Сейчас эта книга после смерти супругов у Анатолия Тимофеевича. Он показывает ее внукам и правнукам. И нам показывал, когда приезжали в Дормидонтовку в праздник Варенья, и проведывали его.

В семье Анатолия Тимо-феевича чтят память о родословной. Дочь Альбина бережно раскладывает фотографии по конвертам. На стене в доме, как в музее, оформлен уголок с фотографиями бабушек, дедушек, членов их семьи и представителей молодого поколения.

В этом доме в поселке Дормидонтовке Анатолий прожил с супругой Надеждой более полвека. Здесь после смерти жены и матери живет с отцом Альбина. Она 30 лет отработала в администрации села Дормидонтовки, чуть больше года — в районном ЗАГСе. Уволилась, чтобы не оставлять отца одного, и присматривает сейчас за ним.

И мама у них знаменитая была. Надежда Губарь — и певунья, и общественница, и великая труженица.

К чему все это я? К тому, что у Ивана Тимофеевича были замечательные родные, и они любили его, и он их взаимно.

У самого Ивана Тимофеевича в семье случилась беда. В 30 лет умерла дочь, и им с женой пришлось лететь в Москву. Это произошло в гостинице. Дочь с мужем отправились в свадебное путешествие. В детстве Оля перенесла операцию на сердце, и последствия ее сказались уже в зрелом возрасте.

Мы сидели в редакции, и вдруг звонок из Москвы: «Мужайтесь, ваша дочь умерла». Все обомлели. Иван Тимофеевич побледнел, опустил низко голову и долго сидел в безмолвии. Потом Москва. Кремировали дочь и отправились в самолете домой с красивым таким кувшином, в котором был прах дорогого им человека. Сколько надо было пережить! Хоронили прах коллективом редакции. Поддерживали отца с матерью, как могли. Мы и потом наведывались к ним, особенно в дни их рождения — 4 марта у Марии Денисовны и 1 октября — у Ивана Тимофеевича.

Весной звучал в доме птичий гомон, за окном птиц потчевали орехами, соленым салом. Красовался осенью красный куст калины. А в комнате рядышком висел огромный портрет дочери, которая безмерно любила все живое.

Иван Тимофеевич всегда с глубокой грустью говорил об Оленьке.

Но жизнь есть жизнь, и он продолжал общаться с людьми. После 20 лет работы редактором «Ленинского пути» он возглавил районный совет ветеранов, где и сам делился воспоминаниями об участии в войне с японцами.

Он всегда помогал мне советом, как молодому редактору. Для меня Иван Тимофеевич был вторым отцом. Он любил жизнь, людей, был к ним внимателен. Никого и никогда не унизил — кто бы к нему не обращался. С улыбкой смотрел на нас, молодых корреспондентов. Часто на планерках смеялись, шутили. С ним работали: Виктор Помилуйко, Виктор Баранник, Людмила Усо-ва, Раиса Литвинова, Александр Быков, Сер-гей Афанасьев, Сергей Антоненко, Лидия Вдовина, Александра Паленкова и другие. Многих нет уже в живых, но в памяти, в истории газеты, они живы и все они в одном ряду с Иваном Тимофеевичем.

Он был коммунистом, членом бюро райкома партии, верил в прекрасное будущее нашей страны, любил простых людей, особенно тех, кто работал на земле. Встреча с ними доставляла ему особую радость.

Нынешнее отношение к рабочим, когда их стараются обмануть, когда им платят мизерную зарплату, когда начальники оценивают свой труд в десятки раз выше, его возмутило бы.

Годы перестройки встретил с горечью… Так и умер в 2000 году в недоумении: что же происходит? Рабочий класс, — говорил он, — это фундамент общества. Они созидатели, без них в обществе не обойтись.

Иван Тимофеевич всегда держался с достоинством, он принимал человека таким, какой он есть.

Приходили к нему люди разные. И громко разговаривали, и плакали. Он умел успокоить, ободрить.

Каждый человек оставляет на земле свой след. И в памяти земляков Иван Тимофеевич останется справедливым, муд-рым и достойным человеком.

Людмила Селедуева, редактор газеты «Ленинский путь», «Вяземские вести», 1988 — 2016 гг


Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *