Сердце болью стучало

polakovi.jpg

О грозных годах нашей родины много сказано, снято немало замечательных фильмов, где прославляется советский солдат во время Великой Отечественной войны. Но мне хочется рассказать о своём дяде, по которому война прошлась своим тяжёлым «катком». Несмотря на все испытания, которые выпали на его долю, он оставался достойным человеком: добрым, трудолюбивым, терпеливым.

Василий Васильевич Поляков — мой родственник, муж моей тёти. Его частые воспоминания о тех горьких событиях остались в моей памяти навсегда. В 1941 году Василий в возрасте 17 лет вместе со своим отцом ушли на фронт добровольцами, а жили они в Подмосковье, в Конобеево. Отец Василия погиб в битве за Москву в 1942 году, и в с. Конобеево ему установлен бюст, как герою войны. А Василию была уготована другая судьба.

В первые годы Великой Отечественной он попал в плен, командир части, в которой Василий воевал, сдал дивизию фашистам, тем самым обрекая своих солдат на неволю и беды.

Дядя Вася, так мы, дети, называли его, часто рассказывал о тех ужасах, которые творили немцы в концлагере. Вот один из эпизодов. Ночью выстраивали пленных во дворе лагеря, хватали из шеренги первых попавшихся и расстреливали на глазах у остальных. Василия и его товарищей выводили три раза на расстрел, и только случайность, а может быть судьба оставляли его жить дальше. После таких «экспериментов» над людьми Василий долго не мог прийти в себя, отнимались ноги, деревенели руки, тело становилось каменным. В конце войны узников концлагерей освободили американцы. Но это была не свобода.

Василия отправили в ссылку, как врага народа, на Дальний Восток без права переписки и выезда на родину и другие населенные пункты. Здесь в Вяземском он познакомился с моей тетей, молоденькой девушкой Ниной Федоровной, затем они поженились. Нина в то время работала в паспортном столе РОВД, и за то, что она вышла замуж за Василия, её арестовали на трое суток и посадили в карцер, затем уволили с работы.

Но молодые люди любили друг друга и не сдавались. Работал Василий в леспромхозе, оттуда ушел на пенсию. Работал хорошо, получал грамоты, подарки, но клеймо врага никто с него не снимал, находились люди, которые не скрывали своей неприязни и шептали вслед: «Предатель…». Хотя больше было людей, которые его любили. Он был отличным гармонистом.

Мои родственники часто собирались у бабушки вместе с детьми, устраивали застолья, пели, танцевали. Приходил и дядя Вася, брал гармошку, и вот здесь всегда он вспоминал о прошлом, рассказывал о тех тяжелых днях, плакал и всегда говорил: «За что меня наказали?».

Спустя годы, ему разрешили выезд на родину вместе с семьей. У них тогда уже было двое детей. Две девочки, мои двоюродные сестры, которым тётя и дядя дали высшее образование и путевку в жизнь.

Впоследствии Василия реабилитировали, дали награды.

Этого человека давно уже нет, и мы, дети послевоенного времени, сами уже старики, но память и боль за тех, невинных, осталась в душе. Его боль и его слёзы я пронесла через свою жизнь и всегда верила в то, что смогу написать об этом, рассказать правду и истину.

Этот человек выстоял, пройдя весь ад, не сломался, прожил достойную жизнь, а главное — не озлобился на людей. Вечная тебе память, Василий Васильевич…

Н. Трепалюк

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *