Кто мы, вяземцы?

ukraina.jpg

В сентябре мы, жители г. Вяземского, отметили свой праздник — День нашего города. Одновременно с ростом его экономики, общественной жизни, культуры формировалась и развивалась общность людей, которую мы называем вяземцами.

Истоком её были строители Уссурийской железной дороги в конце XIX века, которые не только проложили железную магистраль и этим обеспечили более надежную связь с центром страны, но и построили инфраструктуру железнодорожной станции на отдаленной от центра восточной территории страны. Мы называем их первопроходцами и первостроителями.

Значительную роль в развитии нашей общности имел приезд крестьян из Украины, Белоруссии и центра России на Дальний Восток и в частности на нашу территорию. Это так же, как и строительство железной дороги, было государственной политикой царской власти с целью заселения дальневосточной территории и закрепление её за Россией. Построенная железная дорога дала возможность значительно облегчить и усилить процесс переселения. Новый импульс переселению был дан в начале ХХ века столыпинскими реформами.

Переселенческая политика проводилась и советской властью. Особенно её подъем был в 60-70-е годы ХХ века, когда переселенцы, ехавшие в Вяземский район, прибывали эшелонами, их торжественно встречали на вокзале железнодорожной станции и на автобусах развозили по селам. Но первые поселенцы селились, как они сами говорили, «на земле», т.е. создавали отдельно свои поселения. Тяжелым трудом они осваивали целинную землю, корчевали лес, строили жилье.

Дети переселенцев, а затем и внуки учились в школах Вяземского поселения, заканчивая школу, многие из них поступали на работу в предприятия Вяземского железнодорожного узла, работали в леспромхозе, в охране, сфере услуг, оставались жить в Вяземском поселении, увеличивая тем самым его население.

Часть молодежи, выходцев из семей железнодорожников и переселенцев, после окончания школы продолжали учиться в средних или высших специальных учебных заведениях в других городах и специалистами возвращались в Вяземский. Так формировалась своя собственная интеллигенция, появились свои инженеры, агрономы, врачи, учителя. Но их было мало, и для растущего поселения специалистов явно не хватало.

Наиболее яркой личностью из среды местной интеллигенции г. Вяземского был Николай Васильевич Усенко — сын первостроителя, заслуженный лесовод РСФСР, ученый, писатель, действительный член географического общества СССР. Его имя присвоено Вяземскому лесхозу-техникуму, в котором он преподавал, и Вяземскому краеведческому музею, который был создан по его инициативе.

Говоря о лучших людях нашего города и района, мы всегда должны помнить о тех, кто в грозный 1941 с оружием в руках встали на защиту нашей Родины. Их было 5272 бойца, почти половина из них не вернулись с поля боя. В память о них в центре города возведен мемориал, на котором написаны их фамилии. Шесть вяземцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Характеризуя вяземцев, как исторически сложившуюся общность людей, нельзя не упомянуть еще об одной категории.

Эта часть нашей общности не значится в официальных документах, её никогда не выделяют, когда речь идет о формировании городского населения. Представители этой категории не приезжали эшелонами, как в прошлом переселенцы, в лучшем случае приезжали супружеской парой, а чаще всего — в одиночку.

Это приезжие специалисты: инженеры, агрономы, врачи, учителя, работники культуры и другие.

Направление специалистов на Дальний Восток было тоже политикой царского правительства в конце XIX века.

Орест Полиенович Вязем-ский и другие инженеры, приехавшие строить железную дорогу, были первыми специалистами, прибывшими из центра в наш регион.

О.П. Вяземский, как один из лучших специалистов России по строительству железных дорог, был послан лично царем Николаем II для того, чтобы возглавить строительство железной дороги на востоке страны, сменить ранее назначенного инженера Урсани, у которого не очень хорошо складывались отношения с местной властью и шли дела на стройке.

О.П. Вяземский возглавил строительство в должности начальника управления по сооружению Уссурийской железной дороги и был здесь с 1892 по 1897 годы.

Орест Полиенович не только организовал работу на строительстве, но и пересмотрел план прохождения железной дороги. В некоторых местах отвел дорогу подальше от границы, сократил её протяженность и внес другие очень важные коррективы. Более чем 100-летняя эксплуатация железной дороги полностью оправдала его план строительства.

Именем О.П. Вяземского названы железнодорожная станция и по времени создания, район и город. В городе есть улица Вяземского, а на перроне железнодорожного вокзала стоит бюст-памятник О.П. Вяземскому.

При Советской власти распределение специалистов было плановым и постоянным. После окончания вуза или среднего специального учебного заведения выпускники должны были отработать три года на месте, которое было указано при распределении.

Так, к нам в Вяземский, в качестве специалиста на работу в паровозное депо из далекой Белоруссии в 1934 г. прибыл Константин Сергеевич Заслонов. В депо он работал мастером. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. К.С. Заслонов был подпольщиком на оккупированной врагом территории, затем создателем партизанского отряда. Посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

В Вяземском локомотивном депо установлена мемориальная доска, извещающая о его работе. Его имя значится на мемориале в нашем городе среди других вяземцев — Героев Советского Союза. Одна из улиц в городе названа его именем. А по рельсам железнодорожной станции ходит и работает маневровый тепловоз «Заслоновец школы № 20» как памятник земляку-герою.

В 30-е годы ХХ века как специалист по сельскому хозяйству в наш район прибыл Михаил Тимофеевич Костенко-Вольмер, один из персонажей романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Он был первым председателем совхоза в Красицком, а затем занимал должность по руководству сельским хозяйством в районе. Жил в г. Вяземском до конца своих дней.

Не все приехавшие специалисты оставались работать в нашем городе, многие, отработав положенные законом или по другим причинам три года, уезжали в родные края.

Но те, кто остался, вживались в жизнь города. Они отдавали и отдают ему всё, что могут: свои знания, умения, способности и уже здесь же приобретенный опыт.

А со временем и «породнились» с городом, так как город Вяземский стал местом рождения, родиной их детей.

Так формировалась наша общность, называемая вяземцами. Это главное богатство города и его основная опора. От её единства, сплоченности и целенаправленности в работе зависят решения многих задач и в целом — развитие города.

Р. Ефремова, почетный гражданин г. Вяземского

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *