Рождение газеты

Вяземские Вести

Первым редактором Вяземской районной газеты был М. М. Скляренко. В 1932 году по направлению ЦК ВКП(б) он прибыл на Дальний Восток из Всесоюзного коммунистического института журналистики им. «Правды». Далькрайком рекомендовал его редактором районной газеты на станцию Вяземская, где он проработал до июля 1933 года.

К 40-летию «Ленинского пути» Михаил Максимович Скляренко написал воспоминания о том, как рождался первый номер нашей газеты.

В начале марта 1932 года я был вызван в ЦК партии, где мне дали направление на Дальний Восток.

Через одиннадцать дней я уже был в Хабаровске. Заведующий отделом пропаганды Далькрайкома тов. Матусевич предложил мне поехать в один из двенадцати районов, в которых не было своих газет. Я выбрал Пригородный район с центром ст. Вяземская.

На станцию Вяземская я прибыл поездом часа в три ночи. Утром пришел в райисполком, размещавшийся в длинном одноэтажном здании.

Меня принял секретарь райкома тов. Шергин. Познакомившись, он сказал:

— Нет не только газеты, но и помещения для редакции. Завтра на бюро райкома утвердим вас редактором, наметим необходимые мероприятия по выпуску газеты.

Начались поиски помещения для редакции и типографии. Обратился я к председателю райисполкома тов. Журавлеву. Он сказал, что ликвидируется контора «Военстроя». Здание ее представляло собой обыкновенный деревянный дом из двух комнат и кухни. Решили, что в нем можно разместить типографию.

Отыскать помещение для редакции оказалось труднее. Обошли все районные учреждения и организации. Ничего подходящего. Зашли в последнее учреждение — отделение Госбанка. Тоже нет ничего подходящего. Когда выходили, кто-то обратил внимание на небольшую пристройку к дому, где помещался Госбанк. Открыли. Грязное, низкое помещение. Штукатурка всюду пообвалилась. В помещении две комнаты, разделенные плотной стеной, на середине которой дверь, обитая железом, со смотровым окном.

— Да это же бывшая предвариловка райотдела милиции, — сказал тов. Журавлев.

— Ну, что ж, — ответил я, — если нет ничего другого, будем обосновываться здесь.

На заседании бюро райкома и райисполкома вопрос об организации районной газеты решался последним. Когда тов. Шергин сказал, что надо обсудить вопрос о выпуске своей газеты, послышались возгласы:

— Давно пора! Наконец-то! С газетой будет легче работать.

Утвердили меня редактором. Затем тов. Журавлев доложил о результатах поиска помещения для типографии и редакции, об их ремонте и оборудовании. Утверждена была смета на организацию и содержание газеты.

Через два дня поехал я в Хабаровск к заведующему сектором печати Далькрайкома товарищу Иконникову. Рассказал ему о первых шагах в своей деятельности, о возникших трудностях.

— Где можно получить все необходимое для выпуска газеты?- спросил я.

— Это необходимое нигде не валяется, его надо искать. Попробуйте зайти в краевое полиграфиздательство. Попросите там все «необходимое», — сказал тов. Иконников, вставая и давая понять, что беседа наша окончена.

Полиграфиздательство размещалось в одноэтажном деревянном доме. Нашел заведующего тов. Потрепалова.

— Разговаривал со своими работниками, — сказал он, один соглашается поехать в район. Работник высокой квалификации — товарищ Скурихин.

Вскоре Скурихин приехал в Вяземскую и занял должность заведующего типографией.

Начались поиски оборудования для типографии. На складе была печатная машина «американка», в движение она приводится ножной педалью. Но ее надо было ремонтировать. Не лучше дело обстояло и со шрифтом. Приходилось его отбирать буквально по буковкам. Скурихин пообещал вести эти работы ускоренными темпами.

Теперь надо подобрать работников в редакцию. Одна учительница русского языка согласилась работать корректором только во второй половине дня. Работник Отрадненской МТС тов. Кузьмин, активный рабкор, писавший в краевую газету, согласился работать в редакции.

Я поручил ему проследить за ремонтом помещений редакции и типографии, за изготовлением мебели, приобрести необходимые канцелярские принадлежности.

Через 5 дней пришел первый груз, отправленный Скурихиным из Хабаровска. Это были кассы и реалы, шрифты и прочая типографская гарнитура. Два рулона бумаги, три ящика с какими-то металлическими частями. Это была печатная машина «американка».

Надо было полученное разбирать, ставить на место. Но не было наборщиков, печатников. Скурихин сообщил, что он разговаривал с директором ФЗО г. Владивостока, который обещал ему направить в Вяземскую двух-трех наборщиков и печатника.

Помещение редакции вскоре было отремонтировано. Оно изменилось до неузнаваемости. Внутри и снаружи все было покрашено. Расставлены шкафы, столы, табуретки. Кузьмин сообщил, что раздобыл пишущую машинку.

Вскоре прибыл заведующий типографией тов. Скурихин. С его приездом дела пошли лучше. Через пять дней все было на своих местах. Приехали два наборщика. Скурихин не без иронии заметил, что дело теперь за редакцией — в типографии все готово. Он подошел к «американке» и сделал оттиск. Оказывается, в типографию уже поступил первый заказ.

На первых порах мне приходилось работать и за корреспондента, и за секретаря, и за выпускающего. Составил план первого пока двухполосного номера газеты, размером, вмещающимся на талер печатной машины «американки». Распределили обязанности по организации материалов для первого номера газеты. Тов. Кузьмину я поручил использовать все средства связи, чтобы собрать как можно больше материала. Сам пошел в райком партии, райисполком, где беседовал с работниками, просил писать в газету о делах в районе. Работали над материалами первого номера до полуночи.

Утром, собрав все материалы, я отправился в типографию. Скурихин, перелистав исписанные нами листы, спросил, каким шрифтом набирать. Я сказал, что полагаюсь на его опыт. Он взял карандаш и, прочитав заголовки, проставил шрифт. Набирали ручным шрифтом. Сам Скурихнн работал с подъемом. Он сверстал первый номер и отпечатал большую часть тиража. Тираж был немногим больше тысячи. Не было еще подписчиков. Заранее подписку проводить не имело смысла. Надо было прежде показать газету, убедить читателей, что она есть и будет.

Передовая статья газеты была посвящена роли и задачам печати. От имени райкома партии, райисполкома, райпрофбюро мы поздравили всех трудящихся района с выходом первого номера газеты. Призвали их к активному участию в ее работе. На первой полосе были помещены материалы о готовности к уборке урожая. На второй — две колонки с сообщениями о международной жизни. Остальная часть газеты была заполнена информациями о событиях, происходящих в районе, об условиях подписки на районную газету.

Газета вышла без какого-либо оформления. С пачкой первых экземпляров районной газеты я появился в райкоме КПСС, затем в райисполкоме. В это время здесь проходило какое-то совещание. Я раздал первый номер всем присутствующим. Все оживились, рассматривая газету, как какую-то диковинку. Ознакомившись с напечатанными материалами, стали высказывать свои одобрения, замечания, предложения.

В сентябре газета стала выходить ежедневно. В редакции уже работало пять сотрудников. Но кадры были слабые, неопытные, поэтому мне приходилось выполнять всю черновую работу, ибо никто из сотрудников не мог составить макета, не мог подготовить очередной номер газеты.

Только через несколько месяцев мне удалось назначить лучшего работника редакции тов. Дорфмана секретарем редакции. Нашелся и выпускающий.

В июне 1933 года я был отозван Далькрайкомом партии и направлен редактором газеты в г. Комсомольск-на-Амуре.

«Ленинский путь», №55 1972 год от 4 мая

Фото предоставлено Городским краеведческим музеем г. Комсомольска-на-Амуре

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *