Свобода — в кредит

shurupova.jpg

С 24 апреля по 24 октября 2015 года в России действовала амнистия по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Вяземском районе освобождены порядка 100 осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Однако сотрудники филиала по Вяземскому району ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН по Хабаровскому краю иллюзий не питают: большинство осужденных в довольно короткий срок, по их мнению, вновь окажутся на учете в инспекции. У начальника филиала М.Б. Шуруповой пытаемся выяснить, почему осужденные не дорожат свободой.

— Марина Борисовна, шесть месяцев длилась амнистия, какая категория осужденных попала под ее действие?

— Согласно постановлению Государственной Думы РФ, под действие амнистии попали впервые осужденные за совершения преступлений небольшой и средней тяжести, в их числе, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, несовершеннолетние и другие, неотбытая часть наказания которых на день окончания амнистии составляла менее одного года. Что касается вяземцев, попавших под амнистию, основная их часть была осуждена по ст.158 УК РФ «Кража».

Стоит отметить, что действие постановления не распространялось на осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Сотрудниками УФСИН велась тщательная проверка личных дел осужденных, направлялись запросы в различные органы исполнительной власти для уточнения и сбора необходимой информации по каждому осужденному, формально попадающему под амнистию. Решение о применении акта об амнистии принималось в отношении каждого лица индивидуально.

— Амнистия — возможность начать жизнь с чистого листа?

— Теоретически — да. Амнистия — это полная реабилитация человека со снятием судимости. Мы называем акт амнистии свободой в кредит, кредитом доверия. На практике же, увы, лишь единицы осужденных пользуются такой возможностью.

На учете в уголовно-исполнительной инспекции, напомню, состоят лица, осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (условное лишение свободы, исправительные или обязательные работы). Из тех, кто состоит у нас на учете, порядка 70% — это лица, неоднократно совершавшие преступления и неоднократно отбывающие наказание.

Амнистия началась в апреле, и уже в конце мая, июне первые наши амнистированные вновь совершили преступления и пришли к нам на учет! Они осуждены за повторное совершение краж, угрозу убийством, хранение наркотиков и т.д. Так, осужденный М. был амнистирован в июне и уже в сентябре осужден по ст.119 УК РФ «Угроза убийством», получил два года «условно». Осужденный Л. был амнистирован в конце мая, а 1 июля осужден за проникновение в чужое жилище.

— Что толкает людей на повторные преступления?

— Причин много. Одна из основных — отсутствие работы. Ее найти сложно человеку без криминального прошлого, а нашим подопечным в приеме на работу отказывают без объяснения причин. Предприятия, которые берут осужденных на исправительные и обязательные работы, в Вяземском можно пересчитать по пальцам, это ООО УПП «Город», ООО УО «Город», ООО УПП «Городской коммунальщик», ООО «Райкоммунсбыт».

Проще тем осужденным, у кого есть надежный тыл — семья, родители, дети. Но таких единицы. За два последних года только один наш осужденный, он бывший военнослужащий, как положено, прошел исправительные работы, официально трудоустроился и вернулся к нормальной жизни.

Вторая причина, по которой люди даже после амнистии не могут вернуться к нормальной жизни — пьянство. Общеизвестный факт — в состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений. Несколько лет состоял у нас на учете мужчина, он был осужден за кражу. Испытывал пристрастие к спиртному, но «черту» еще не перешел, сохранил человеческий вид и достоинство. Попал под амнистию, но радовались за него недолго. Буквально на днях украл у пенсионерки продукты, а для этого сделал подкоп в ее погреб! Был настолько голодным? Конечно, нет. Просто, говорит, напился, а дальше не соображал, что делал.

Чувство безнаказанности — это еще одна составляющая рецидива преступлений среди тех, кто состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Все дело в том, что многие из наших подопечных не воспринимают всерьез наказание в виде условного осуждения. У нас на учете состоит, например, житель района, который за 9 месяцев совершил 4 уголовных преступления. На мой взгляд, слишком гуманно суд поступает по отношению к таким рецидивистам.

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции оперируют таким понятием, как криминогенная зараженность. Это, так называемый, порочный круг, из которого не могут выйти наши подопечные. Особенно это касается несовершеннолетних. Представьте, если ребенок вырос в семье, где родители беспробудно пили, если кто-то из родственников был судим или отбывал наказание в местах не столь отдаленных, все это несовершеннолетний впитывает, как губка. И, как правило, идет тем же путем. Не случайно, что и в ПДН, и в комиссии по делам несовершеннолетних, и у нас в инспекции, как правило, годами фигурируют одни и те же фамилии, на учет становятся семьи целыми поколениями. Вот красноречивый факт: ни один вяземский несовершеннолетний в ходе амнистии, о которой мы сегодня ведем речь, не был амнистирован по той причине, что все они осуждены по «тяжелым» статьям.

— Марина Борисовна, первоочередная задача вашей службы — исправление осужденного. У сотрудников УИИ руки не опускаются?

— Функции уголовно-исполнительной инспекции заключаются в профилактике повторной преступности, то есть создании таких условий, чтобы находящийся под контролем УИИ осужденный соблюдал все взятые на себя обязательства, возложенные судом и инспекцией. Сотрудники инспекции ведут учет осужденных, контролируют их поведение по месту жительства, на работе.

Нам приходится применять и своего рода карательные функции. Так, за нарушение порядка и неисполнение возложенных судом обязанностей и запретов осужденным по нашим предписаниям суд изменяет меру наказания на более строгое — на этот раз связанное с лишением свободы. В то же время, также по нашим рекомендациям, осужденным, осознавшим свою вину и неукоснительно выполнявшим правила поведения, суд отменяет условное наказание и вообще снимает судимость. И такие примеры, хоть и единичны, но есть, и ради них не жалко никаких усилий. Недавно была снята судимость с нашего подопечного, перспектив у которого, казалось, не было никаких. Мужчина развелся и сильно запил, жена не разрешала ему общаться с детьми, с горя он совсем опустился. Даже на отметки к нам приходил пьяным, перестал за собой ухаживать. На одном из городских предприятий проходил обязательные работы, сначала свои трудодни воспринимал как повинность, а потом втянулся. Директор предприятия присмотрелся к новому работнику, а у него руки золотые. По нашей рекомендации мужчина прошел лечение у нарколога. И сейчас уже ничего не напоминает о том, что у него была черная полоса в жизни.

Беседовала Александра Орлова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *