Серебряные струны Ларисы Ващенко

vashenko.jpg

Культурная столица России Санкт-Петербург открыла лучшие сцены выпускнице Вяземской школы искусств Ларисе Миняковой (Ващенко).

— Это только кажется, что в центре России в Москве и Петербурге одни гении и виртуозы-исполнители, — рассуждает второкурсница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Лариса Минякова. — Теперь я знаю, что уверенность в своих силах, поддержка родителей, усилия педагогов-наставников и большое трудолюбие могут заставить сбыться любые мечты.

Творческий путь Ларисы начинался, как и у многих вяземских мальчишек и девчонок. За ручку восьмилетнюю девочку привели в класс народных инструментов Вяземской школы искусств родители. Лариса Николаевна и Сергей Григорьевич Ващенко сами люди творческие, и по сей день в доме звучит гитара. Но обучаться игре на гитаре специалисты ребенку не рекомендовали. Пальчики еще маленькие, слабые.

Между домрой и балалайкой Лариса выбрала первую. — Меня взяла Людмила Максимовна Перцева. Взрастила, привила огромную любовь к музыке. У нас было много интересных поездок, мероприятий, конкурсов, — с теплом вспоминает годы учебы в музыкальной школе Лариса. — Самое главное — это педагог, который вдохновляет. Ребенок всего не понимает, но ему нравится, когда называют музыкальной девочкой, говорят, давай учиться, похваливают. Тогда идет рост, есть к чему стремиться.

Хотя, почти у всех детей бывают срывы. Все! Больше никакой музыки! — Не пойду, не буду, — продолжает собеседница. — Такой срыв и у меня случился. Но тогда родители и педагоги объединяются и приводят молодые эмоции в порядок.

Из Вяземской школы искусств юная домристка выпускалась дважды. Первый раз — по классу домры после окончания пятилетнего курса обучения, второй — через три года, после окончания общеобразовательной школы, так как решила продолжить музыкальную карьеру, и занятия приостанавливать нельзя было. Музыка дело такое, как в спорте, если ты перестал заниматься, то уже сложно восстановиться.

В тот период с Людмилой Максимовной Перцевой серьезно готовились к поступлению в Хабаровский колледж искусств. Ученице сделали дополнительную программу. Занималась на домре, гитаре, играла в оркестре русских народных инструментов, в ансамбле. В те годы Лариса вместе с оркестром русских народных инструментов Вя-земской школы искусств дважды выезжала на музыкальные конкурсы в Москву и раз в Санкт-Петербург. За что и сейчас благодарна руководителю оркестра Светлане Владимировне Богдановой.

В Хабаровском колледже искусств прошли четыре незабываемых года. Кроме предметных пар у музыкантов были многочасовые занятия на инструменте. Музицировать приходилось по 4-8 часов каждый день.

Уже на первом курсе — первый международный конкурс. В составе жюри — известный исполнитель Сергей Лукин, он много сделал для развития народной музыки. На третьем курсе — следующий международный серьезный конкурс. Его оценивал Александр Цыганков, также известный исполнитель и композитор. Тогда соискатели исполняли его музыку. Было очень волнительно, и здесь Лариса Ващенко стала дипломантом, а это для музыканта — высокая оценка.

И снова конкурс в Санкт-Петербурге. Теперь уже с оркестром колледжа.

На третьем курсе пришлось определяться, куда направить свои усилия дальше. Педагог Раиса Васильевна Янкина всегда вдохновляла, и в тот период творческой жизни убеждала свою воспитанницу взять высокую планку и подготовиться к поступлению в консерваторию. Она говорила: «Все в твоих руках, Лариса. Если ты захочешь, у тебя есть возможности. Работай, занимайся. Все получится».

— Без ее поддержки я бы в свои силы никогда не поверила и не поехала бы поступать. Опять же роль педагога — поддержать, направить. Это важно, — говорит собеседница. Хотя признается, что на первом курсе слушала своего наставника с некоторым недоверием. Но на подсознании все откладывалось. А когда уровень исполнительского мастерства значительно возрос, иначе стала оценивать собственный потенциал.

Преподавательские школы в стране различны, и как воспримет приемная комиссия консерватории дальневосточного музыканта, предположить сложно. В культурную столицу в одну из ведущих консерваторий страны приезжают со всех уголков страны.

— Конечно, было непросто, — не скрывает Лариса. — В течение года приезжала на консультации в Петербург. Брала частные уроки, это тоже немаловажный момент. Это нужно для того, чтобы понимать, сможем ли поступить. Сказали молодец, приезжайте. Но никто не обнадежил, что на сто процентов пройду. Было волнительно.

Набор на факультет — 16 человек. Из них 8 клавишников (баян, аккордеон) и 8 струнников (домра, балалайка, гитара, и гусли звончатые). Среди домристов приемная комиссия отметила Ларису Ващенко, а среди баянистов — ее будущего супруга Ивана Минякова. Иван из Амурска. Поступать они приехали вместе после окончания Хабаровского колледжа искусств.

На первом курсе создали семью. Это и творческий тандем. Иван Миняков — талантливый музыкант и начинающий композитор. Его сочинения уже звучат со сцены в исполнении молодых супругов. Лариса уверена, за этим будущее. Музыка для народных инструментов будет всегда востребована, а пока что чаще исполняются обработки на уже известные мелодии.

Лариса обучается у прекрасного педагога, профессора консерватории Александра Васильевича Макарова. Совмещая занятия в консерватории, где большой объем предметов, работает в оркестре русских народных инструментов «Перезвоны», с которым сыграли много ярких концертов. Один из таких концертов стал значимым событием. В Малом зале имени М.И.Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии в концерте из двух отделений Лариса Минякова сыграла соло. А это уже своего рода признание. Это профессиональный и творческий итог первого года обучения в консерватории.

Летом с другим коллективом больше месяца гастролировали по Европе. В Берлине в Посольстве России состоялся летний концерт Молодежного Русского Народного Оркестра «Серебряные струны» (город Санкт-Петербург) под управлением Александра Афанасьева. Музыкантов свозили на экскурсию в Рейхстаг. На свой фотоаппарат Лариса запечатлела историческую надпись, оставленную на его стене нашими солдатами в 1945 году: «От Хабаровска до Берлина».

Затем Лариса Минякова в составе оркестра почти на месяц отправилась во Францию. Они не выступали в Париже — это, как правило, зимние гастроли оркестра, но покорили своей игрой зрителей более 20 городов.

— Каждый концерт слушатели стояли, плакали, смеялись. Было много эмоций, — рассказывает Лариса. — Все обожают звучание русских народных инструментов! Очень приятно. Я гордилась тем, что у нас такие потрясающие инструменты, такая замечательная русская культура.

В завершение поездки коллектив принял участие в традиционном фестивале непрофессиональных любительских хоров. Одиннадцать французских коллективов пели на французском и русском языках под аккомпанемент русского оркестра «Серебряные струны». Так великая сила искусства объединяет народы.

В завершение нашего разговора Лариса Минякова вернулась мыслями к родному городу. — У нас в Вяземском много талантливых детей. Но к таланту и Божьему дару необходимо приложить целеустремленность. Должна быть большая работа над собой. За любым успехом стоит огромный труд. А это всегда хорошо, всегда большая радость. Я признательна всем педагогам Вяземской школы искусств, своим родителям за то, что научили преодолевать трудности и дали прекрасный старт в будущее.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *