От Амура до Ангары

klepach.jpg

Лето, долгожданное лето! Это время отпусков и запланированных поездок. Мечтали, готовились, ждали намеченного дня.

Много раз, проезжая на поезде, смотрели на Байкал и желали не мимо проехать, как это обычно было, а побыть на берегу. Сколько же было впечатлений, когда из окна скорого поезда смотрели на горные и лесные массивы, на бескрайние просторы, которые быстро мелькали перед глазами… И вот решились на путешествие на автомобиле. И теперь появилась возможность остановиться, осмотреться, оглядеться, увидеть воочию, и даже не спеша запечатлеть себя на фото на фоне всей этой живописной красоты.

15 июня мы вчетвером (я, мой муж Виктор и двое сыновей — Богдан и Роман) отправились в дорогу. По пути следования любовались не только природными красотами. На стоянках, в местах, отведенных для отдыха, были столы с лавочками, беседки и часовни. Часовня Николая Угодника на стыке Забайкальской и Читинской областей не охраняется и не закрывается, в ней чисто! Есть иконы, лежат свечи и деньги за них, молитва для путешествующих. Все желающие могут воспользоваться.

На перевале Юрия Тена часовня с колоколом, можно позвонить в него. Она построена на сопке. Когда оттуда смотришь вниз на дорогу, машины кажутся игрушечными модельками (как сказал наш младший сын).

По дороге встречались большие города. Прокатились по центру столицы Бурятии городу Улан-Удэ, проехались по разным улочкам. Красивый город. Произвели большое впечатление современные дома в национальном стиле, украшения со своеобразным орнаментом. Выезжали из города по направлению Иволгинского Дацана (это буддийский храм) под настойчивые указания навигатора. Через 40 минут приобщились к духовной культуре бурятов. Очень интересно и познавательно. В монастырском комплексе много построек: библиотека дацана (Деважин дуган), самый первый храм иволгинского дацана (Чаира дуган), храм богини Зелёной Тары, дворец Хамбо-ламы Итигэлова и Главный храм. Восемь дней в году тело Хамбы-ламы Даши Доржо Итигэлова выставляют в храме. Верующие говорят о нём, как о живом человеке. По выходным и в дни больших хуралов (праздников) Иволгинский дацан посещают жители соседнего государства Монголии, приезжают как на своих машинах, так и целыми автобусами. В торговых рядах огромное количество разнообразных сувениров, поделок местных монахов. Недалеко от монастыря стоят юрты — это гостевые домики, которые можно снять, как номер в гостинице. Мы в юрте не ночевали, но побывали на экскурсии. С интересом осмотрели её как внутри, так и снаружи. Зимой в юрте тепло, а летом не жарко. В этом мы собственно и убедились. Зашли в юрту, а в ней душно, горничная какую-то отдушину открыла и через пять минут (без сквозняка) зациркулировал воздух, и стало свежо. Юрта — это система проверенная, испытанная веками! Отведав национальной кухни, продолжили путь к уникальному озеру нашей планеты Байкал.

По пути нашего маршрута заехали в древнейший монастырь Сибири, Свято-Троицкий Селенгенский мужской действующий монастырь. Он основан по приказу царя Фёдора Алексеевича в 1681 году на месте старого монашеского строения (построенного ранее нерчинскими казаками). Главной задачей монастыря была проповедь христианства среди местных народов и духовная поддержка переселенцев из России. Монастырь имел крепкие защитные стены и представлял из себя мощное острожное укрепление, он быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени. На территории обители, по преданию, сохранился источник, освящённый святителем Сибири Иннокентием Иркутским (Кульчинским). В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время в нём располагалась колония, а позже психиатрическая больница. В 2006 году весь комплекс монастырских строений передан Русской Православной Церкви, начато возрождение монастыря, регулярно совершаются богослужения.

Двигаясь далее на запад, справа увидели водные просторы озера Байкала. Длина береговой линии 2 тысячи км, а возраст учёные определили в 25-30 млн. лет. Он занимает 8-е место в мире среди озёр, это самое крупное водохранилище пресной воды планеты. Наконец-то и нам посчастливилось прикоснуться к удивительному миру озера. Мы расположились рядом с артелью рыболовов на восточном берегу Байкала в селе Посольское. Вооружившись биноклем, часами смотрели за чайками, как они ныряют за рыбой, а поймав, поедают. Несмотря на прекрасную тёплую погоду, вода в Байкале холодная. Наблюдали за процессом ловли омуля: как расставляют сети, как мужчины эти снасти вытягивают на сушу. Наблюдали с берега, как на баркасе снаряжали водолаза, для того, чтобы освободить запутавшуюся в сетях нерпу. К водолазу привязывали верёвку, на конце которой находилась пластиковая бутылка, при погружении в воду человека, бутылка, как поплавок, плавала на поверхности. Много у нас по этому поводу с сыном было версий, догадок, но вывод был сделан им один — это для безопасности водолаза. Байкал хранит много тайн, загадочного, неизвестного, интересного, и люди каждый раз открывают для себя что-то новое. И мы были приятно удивлены тем, что вода в озере очень чистая, и её можно пить без кипячения. Убедились, что Байкал — бесценный дар природы, который следует беречь.

На берегу озера находится один из старейших архитектурных памятников Забайкалья — Посольский Спасо-Преображенский мужской действующий монастырь. Основан в 1681 году 12-ю монахами, присланными по повелению царя Фёдора Алексеевича. Главной целью основания монастыря являлась просветительская деятельность среди бурят, монгол и тунгусов. В 18 веке монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Основной статьёй дохода обители было рыболовство. В 1900 году мужской монастырь преобразован в женский, что привело к крупнейшим хозяйственным изменениям, и в 1901 году был открыт свечной завод. После октябрьской революции обитель закрыли, все сооружения, кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. До 1995 года монастырь использовали под клуб, школу и детскую психиатрическую больницу. В 2000 году началось возрождение Спасо-Преображенского монастыря на Байкале. Ему присвоили статус памятника архитектуры российского значения. В воскресенье наша семья посетила службу, дети причастились, потом накупили сувениров и двинулись в путь.

Впереди ждал нас небольшой город южной части Иркутской области, на берегу Байкала — Слюдянка. Славится он не только рядами копчёного омуля, а также Кругобайкальской железной дорогой. Старая, недействующая ныне дорога длиной 85 км давно стала местом паломничества туристов всего мира. КБЖД не зря называют чудом света. Более 800 технических объектов, из них 40 тоннелей, 450 виадуков и мостов были построены в течение трех лет. Из Слюдянки до ст. Слюдянка-2 начинается Кругобайкальская железная дорога-памятник архитектуры начала 20 века, которую строили с 1896-1900 гг. архитекторы и инженеры разных стран. Теперь по ней ходят экскурсионные поезда.

Далее 130 км по крутым спускам, подъёмам и горному серпантину до города Иркутска. Трасса отличается очень хорошим асфальтовым покрытием. На ночлег решили остановиться на берегу реки Иркут. Погода нас баловала, вода в реке, как ‘’парное молоко’’. Дети накупались. Глава семейства опробовал новую удочку. Рано утром наловил нам… гальянов, которые были поджарены на завтрак. После завтрака поехали осматривать достопримечательности города на Ангаре. Проехались по центру города Иркутска…

Посетили Собор Богоявления. Он отмечен особой значимостью на Иркутской земле. Первый деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен в 1695, но он сгорел в большом пожаре в 1716 году. Каменный храм был заложен в 1718 г. Собор уцелел во время пожара в 1879 г., огонь остановился возле его стен. В соборе находились православные святыни, на поклонение к которым приходили не только иркутяне, но и специально приезжали паломники со всей России. Здесь пребывала особо почитаемая в Иркутске на протяжении двух столетий чудотворная икона Казанской Божьей Матери. В 1935 году собор был закрыт и его здание отдано в распоряжение хлебопекарни. В1960 г. он был отнесён к памятникам федерального значения, и вскоре в нём начались реставрационные работы, законченные в 1985 году. Потом 9 лет там размещался художественный музей. В 1994 году собор возвращен Иркутской епархии…

Побывали в посёлке Тельма. Там мы узнали не менее трагическую и удивительную судьбу Казанской церкви. Тельма — один из первых фабричных посёлков Восточной Сибири. В 1731 году по указанию Витуса Беренга построили казённый дом «железоделательный» завод, продукция которого предназначалась для оснастки судов его экспедиции. Потом на заводе наладили суконное, а позже стекольное производство. В 1814г. по инициативе директора завода начали строить каменную церковь. Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса. В августе 1816г церковь освятили во имя Казанской иконы Божьей Матери. На необычайно красивую Тельминскую Казанскую церковь сразу обратили внимание проезжающие путешественники, писатели и учёные. Богослужения продолжались до 1936 г., потом церковь закрыли, а активных прихожан подвергли репрессиям. После закрытия храма здание использовали для хранения зерна. В годы сталинской оттепели Казанский храм посёлка Тельма один из первых начал совершать богослужения. В 1990 г. на первом колокололитейном заводе в городе Каменск-Уральском были отлиты новые колокола и установлены на звоннице. После ремонта и реставрации храм был освящён в октябре 2011 года. Отныне храм открыт ежедневно.

Когда путешествуешь на автомобиле, время летит незаметно, день недели и число определяешь, только глядя на мобильник. Вернулись домой с огромным багажом впечатлений, информации, сувениров и фотографий.

PS. А это информация для тех, кого интересует материальная сторона путешествия. Длительность поездки с 15 по 28 июня заняла 14 суток. Днём ехали, ночью спали, ночевали в палатке на берегу рек, на стоянках для отдыха, в гостиницах. Всего проехали 9 тыс. км, израсходовали 741 литр бензина, 26 тыс. руб. потратили на топливо (цены на бензин везде разные).

Ирина Клепач,

г. Вяземский

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *