Спасаясь от войны

spasli.jpg

Первые беженцы из Украины появились и в нашем районе.

Татьяна Ивановна Бондарь прибыла на Дальний Восток из города Краматорска Донецкой области. Боевые действия между сторонниками украинской власти и ополчения заставили мирных жителей этого 165-тысячного города, бросив всё нажитое, бежать подальше от войны, в том числе в Россию.

Наш разговор с гражданкой Украины и её сыном, проживающим в России, Дмитрием Золо-тухиным проходит в редакции газеты «Вяземские вести».

Маленькая, худенькая — она, как испуганный воробушек, прижимается к богатырю-сыночку, ища в нём защиту и опору. А он сильный и мудрый ласково обнимает родного человека, радуясь, что спас мать от ужасов войны.

— Сын давно звал меня жить к себе на Дальний Восток, — рассказывает Татьяна. — Но я тянула время, надеясь, что всё нормализуется, да и жаль было бросать благоустроенную квартиру почти в центре города.

Решилась на отъезд только 27 июня, когда перестали платить пенсию, регулярно стали случаться перебои с водой, а цены на продукты питания выросли неимоверно. Не было уже сил терпеть то, что стало твориться вокруг. Да и сын по телефону поддержал: — Мама, больше ждать нечего, срочно собирайся и выезжай, я тебя в Москве встречу.

А вокруг творилось страшное — люди стреляли в таких же, как они людей, лилась кровь. На улицу было опасно выйти из-за снайперского огня. Каждый день над городом летали боевые самолёты, на окраине раздавались сильные взрывы. От оглушительного рёва сирен, которые призывали граждан прятаться в подвалы и бомбоубежища, закладывало уши.

Когда завязался ожесточённый бой в районе аэродрома Краматорска между представителями ополченцев и украинскими силовиками, в результате которого атаке подвергся жилой многоэтажный район и погибли люди, она приняла окончательное решение — уехать. Причём, сделала это внезапно, бросив всё, не сообщив об отъезде даже ближайшим подругам.

— Боялась, — коротко комментирует ситуацию пенсионерка. — Да и может ещё доведётся когда-нибудь вернуться в город за вещами.

Москалю не продам

— Я давно заметил, что в Украине к нам русским относятся, мягко говоря, не очень хорошо, — вступает в разговор сын Татьяны — Дмитрий Валентинович. — Ещё когда проходил срочную службу в 1992 году на Западной Украине, где всегда была ненависть к «москалям», так называли здесь всех русских.

— Был у меня случай: перекидывали нас из одной части в другую. На вокзале во Львове сидела бабка, продавала семечки. Подхожу к ней: — Мать, продай стакан семечек. Отвечает: — Нема. — В чём дело? Вот же целый мешок стоит. — А она — ты на украинском попроси!

И друзья не раз замечали, что в магазинах продавцы спиной поворачиваются, когда к ним на русском обратишься. А особо чувствительные даже кожей ощущали враждебную энергетику в ответ на русскую речь.

Дмитрий считает, что Украина — разменная монета, где политикой заправляют воротилы-олигархи в своих собственных интересах. В большой политической игре им не до чувств и жизней простых людей.

Существует мнение, что крупные игроки делят сланцевый газ, которым богаты окрестные земли. Энергетический гигант — компания «Шелл», преследуя узкокорпоративные интересы, уже видит территорию восточной Украины малолюдной, а себя — главной добытчицей ценных полезных ископаемых. Войну развязали торговцы-политики, а страдают ни в чём не повинные мирные граждане.

Коренная украинка

Татьяна родилась в городе Горловка Донецкой области. Тридцать шесть лет отдала работе на железной дороге, и вот уже четыре года, как вышла на пенсию. Женщина никогда не думала, что на эту мирную землю может прийти настоящая война. Такое даже в самом страшном сне не могло ей присниться.

До военных столкновений она жила спокойно, получала пенсию 1347 гривен (4,5 тысячи рублей). Почти вся пенсия уходила на оплату дорогих коммунальных услуг (Татьяна проживала в квартире одна), правда, помогали дети, которые живут в России.

— Нынешнюю власть большинство русских в Краматорске не поддерживало, — считает Татьяна. — Поэтому в связи с последними событиями им пришлось срочно покинуть родные места.

Путь в Россию

Из Краматорска беженцы выбирались окольными путями с местными проводниками, чтобы как можно меньше проезжать блок постов.

— Ехала в автобусе и тряслась, — с болью вспоминает Татьяна. — Пока до Донецка добралась, ужас за свою жизнь не покидал ни на минуту. Видела на донецкой трассе разбитые машины. Из Донецка до Москвы добиралась поездом, билет на который взяла заранее.

Дорога была непростая. Меня чуть не затолкали на вокзале в Донецке, — отмечает пенсионерка. — Людей было очень много, как в столице, особенно женщин с детьми. Все в слезах, на нервах, страсть, что на вокзале творилось. Многие старались уехать недалеко от дома: в Крым, Подмосковье. Одна я в такую даль собралась.

Отнеслись к нам хорошо

Сегодня они с сыном оформляют Татьяне разрешение на временное проживание. В дальнейшем собираются подавать документы в Отделение Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю в Вяземском районе на участника Госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. Статус участника этой программы даст право получить гражданство РФ в упрощённом порядке.

— В России меня встретили хорошо, — отмечает Татьяна. — Отнеслись замечательно. В Вяземском почувствовала внимание и заботу со стороны органов власти. Может такое отношение потому, что я первой прибыла в ваш район? Хотя надо отметить, что люди здесь на дальневосточной земле живут добрые и отзывчивые.

Краевой центр тоже поразил Татьяну: «Большой, яркий, жизнь бьёт ключом». Особенно понравился ночной Хабаровск, с ним познакомил сын, повозив ночью по городу. Правда, добавила: — Комаров не люблю. Мошка — это самое неприятное, что я ощутила здесь на сегодняшний день.

Сын Дмитрий купил матери дом в селе Кукулево. Село ей понравилось: спокойное, тихое, красивое.

— Буду заниматься огородом, благо возле дома есть 25 соток земли, — делится Татьяна. На мой вопрос об увлечениях, ответила, что любит петь и танцевать. Думаю, в сельском клубе среди кукелевцев она найдёт немало людей со сходными интересами.

Татьяна Ивановна надеется получить российское гражданство. Также надеется, что пенсию ей переоформят согласно российскому законодательству. Но главное — это чтобы минувшие события забылись, как страшный сон.

Краматорск сегодня

Из телефонного разговора с друзьями и знакомыми, оставшимися в Украине, Дмитрий Валентинович выяснил, что сегодня Краматорск официально объявили освобождённым от ополченцев «ДНР».

Местное руководство принялось наводить порядок. Везде развесили национальные флаги, коммунальные службы занялись ремонтом и восстановлением коммуникаций. Людям стали выплачивать пенсии, пособия, зарплаты.

Пока на улицах относительно спокойно, так как ополченцы ушли в Донецк. И, хотя звучит это на первый взгляд непатриотично, некоторые люди этому рады. Большинство русскоязычных граждан — из числа сторонников ДНР (Донецкой народной республики) перебрались в Россию. В ополчении во многом остались те, у кого семьи погибли при обстрелах.

Оставшиеся ополченцы пообещали, что военные действия продолжат: уйдут в партизаны, создадут диверсионные группы, будут взрывать важные объекты. А это приведёт к дестабилизации, как следствие будет страдать мирное население. Люди уже устали от войны, хотят мира и спокойствия.

Украинцы считают, что средства массовой информации дают неполную картину событий. При этом прогнозы у людей на будущее — самые неутешительные, и чем всё закончится — неизвестно. А пока — разделение и противостояние в Украине продолжается.

Теперь я не усну

Когда мы в завершение встречи фотографировались возле здания редакции, Татьяна не смогла сдержать переполнявших её эмоций:

— Наш разговор вернул меня в недавнее прошлое. Я теперь не усну, опять буду всё вспоминать и переживать, — сказала она мне на прощание со слезами на глазах, садясь в машину к сыну.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *