Надежный оплот Востока

oplot.jpg

Формирование казачества на территории Сибири и Дальнего Востока происходило в несколько этапов.

В 1851 г. было образовано Забайкальское казачье войско, 20 (8) декабря 1858 г. — Амурское казачье войско, делившееся на 4 округа: два полковых и два батальонных: Амурский и Уссурийский пеший казачий батальон.

По положению об Амурском казачьем вой-ске, принятому в ноябре 1879 г., батальонные округа переименовывались в полубатальоны, а военное и хозяйственное управление войском сосредотачивалось в созданном войсковом правлении, которое размещалось в г. Благовещенске. С 1858 до конца 1870-х гг. в При-морскую область было переселено более пяти тыс. казаков из состава Амурского войска. Ими было основано более 30 станиц и поселков.

С 1879 г. часть казаков Уссурийского пешего полубатальона была переселена с реки Уссури в Южно-Уссурийский край, заняв почти всю приграничную полосу. Между селом Турий Рог и рекой Суйфун было основано 10 новых поселков. Двойное подчинение казаков, проживающих в Приморской области: в военном и хозяйственном отношении — губернатору Амурской области, в вопросах гражданского управления — губернатору Приморской области, было крайне неудобным. Кроме того, защита и охрана границ требовала наличия сильного, организационно самостоятельного казачьего формирования. С учетом этих обстоятельств было принято решение о выделении Уссурийского полубатальона из состава Амурского войска и образовании Уссурийского казачьего войска.

Из Положения об Уссурийском казачьем войске, высочайше утвержденном 9 июля (26 июня) 1889 г.: «1. Казачье население Уссурийского полубатальона Амурского казачьего войска выделить из состава последнего и образовать из сего населения отдельное казачье войско, которое наименовать «Уссурийским».

2. Из земель, отведенных Уссурийскому казачьему населению, образовать в составе Приморской области округу, с наименованием ее округою Уссурийского казачьего войска …».

После вступления в должность Наказного атамана Уссурийского казачьего войска губернатора Приморской обла-сти П.Ф. Унтербергера (1890) войсковое правление было перемещено из Благовещенска во Владивосток, где и действовало до 1917 г.

С образованием Уссурийского войска правительством было санкционировано новое казачье переселение из европейской части России на Дальний Восток. Цель этого переселения состояла как в увеличении численности казачества на восточной окраине, так и в улучшении дела охраны территории вдоль строящейся Транссибирской магистрали. Переселен-цами-казаками из Забай-кальского, Донского, Оренбургского, Кубанс-кого, Терского и Ураль-ского казачьих войск, в Приморской области было основано 11 поселений. С большей или меньшей активностью переселение продолжалось и в 1900-е годы. К 1917 г. в 76 станицах и поселках Уссурийского казачьего войска проживало около 8 процентов населения от общего числа жителей Приморской области.

Дать более высокую оценку, сделанному уссурийскими казаками, чем та, которую дал первый Наказной атаман Уссурийского казачьего войска П.Ф. Унтербергер, вряд ли возможно: «Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни … с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури, возложенную на него графом Муравьевым-Амурским». Этим людям не воздано за их труды. Нет у нас ни памятного знака, ни Креста в память о тех, кто селился не там, где лучше, а там, где нужно, о тех, кто умер от занесенной из Китая чумы или оспы, кого заломал медведь или смыл паводок. Они вряд ли надеялись на высокие награды или всеобщее почитание, но они вправе требовать помнить о себе лишь потому, что были первыми амурскими россиянами.

Тогда же уссурийцы получили первое боевое крещение: в 1868г. им пришлось защищать Южно-Уссурийский край от хунхузов, изгнанных с острова Аскольда, где они незаконно мыли золото. Переправившись на побережье, хунхузы занялись грабежом, убивая варварски всякого русского, который попадался им на пути. Был уничтожен русский пост в заливе Стрелок, сожжены селения Шкотовское и Никольское. В районе Дубининского бандиты были встречены полусотней уссурийских казаков во главе с войсковым старшиной Марковым. Несмотря на то, что хунхузов было вдвое больше, и они имели хорошее вооружение, казаки одержали убедительную победу.

Боевой опыт уссурийское казачество накапливало не только в борьбе с шайками китайских разбойников — хунхузов. В начале XX в. приамурские казачьи части принимали участие в подавлении беспорядков в Китае, так называемого “боксерского восстания”. Уссурийским казакам в составе трехсотенного конного дивизиона пришлось защищать интересы России и российских граждан в зоне КВЖД и на прилегающих территориях.

В нашем музее хранятся ценные экспонаты, связанные с этим периодом. Это фотографии отца и сына Кудриных. В экспозиции представлен казачий пояс, изготовленный в Цицикаре в 1903 году Михаилом Ивановичем Кудриным, который служил в Уссурийской казачьей сотне в Маньчжурии на КВЖД по охране коммуникаций. Казаки успешно справились с поставленными задачами. После завершения похода в Северную Маньчжурию 15 казаков-уссурийцев бы-ли награждены орденом Святого Георгия.

Казачество в огне войн

Серьезным испытанием боевых возможностей казачества стала русско-японская война. Боевые действия казаки вели в составе Уссурийского конного шестисотенного полка, созданного для прикрытия Приморья от вероятного удара японцев со стороны Северной Кореи. Довелось уссурийским казакам действовать и в составе знаменитого конного отряда генерал-майора Мищенко, который великолепно показал себя в боях с японцами. Особенно отличились казаки Иван Пичуев, Александр Пашков, есаулы Желтухин и Солодовников, вахмистр Поляков.

Генералы Павлов и Мищенко давали об уссурийцах самые похвальные отзывы, а последний, здороваясь с казаками, всегда произносил: “Здорово, славные уссурийцы!” В русско-японскую войну Георгиевскими кавалерами стали 180 казаков-уссурийцев.

В музее хранится фотография. На фото казаки станицы Кукелевской А.Е. Макаров (Георгиевский крест 4 степени), В.Н. Кожевников, А.М. Кибирев, братья Ивачёвы М.Б. и Д.Б. (Георгиевский крест 4 степени). Снимок сделан 21.09.1904.

В 1904 году в боях под Порт-Артуром был убит казак станицы Ше-реметьевской Ларионов Илья. Награждён военным орденом Святого Георгия 4 степени за храбрость во время разведки в июне 1904 года у деревни Каученфузы Григорий Щетинин. Полным кавалером ордена Святого Георгия был казак села Шереметьево Пётр Мурзин.

Необходима работа в архивах по установке имён наших земляков, участвующих в таких исторических событиях как русско-японская и Первая мировая война (1914-1918 г.г.). Будем рады вяземцам, которые смогут дать информацию об участии своих родных в этих войнах.

За славный подъем всей мощи Уссурийского Войска в 1904, 1905, 1906 годах императором в 1907г. было жаловано ему Войсковое знамя. А первое знамя уссурийскому дивизиону за верную службу было пожаловано в 1897 г.

В 1910 г. уссурийские казаки уберегли Приморье и Приамурье от эпидемии чумы.

Поразившая Китай с января по май 1910 г. чума грозила перекинуться на российскую территорию.

Вдоль всей границы были выставлены казачьи посты. Ежедневно 450 казаков несли службу с риском для собственной жизни и не допустили распространения эпидемии на дальневосточные земли. Несли эту службу и казаки Вяземского района. В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых дней войны на фронт отправился Уссурийский казачий полк, который действовал в составе Уссурийской конной дивизии. В конце 1915 г. в состав дивизии был направлен и Уссурийский казачий дивизион. Кроме того, было скомплектовано 6 особых казачьих сотен, которые несли службу в крае вместо убывших на фронт частей и готовили для них пополнение.

Уссурийская дивизия действовала на различных фронтах — Северном, Юго-Западном, Румынском, на огромных пространствах от Рижского залива до пределов Румынии. Генерал Врангель, который командовал в дивизии полком, а позднее, в 1917 г., и самой дивизией, отмечал: “Уссурийская дивизия, составленная из отличных солдат, одинаково хорошо дерущихся как на коне, так и в пешем строю, успела приобрести себе в армии заслуженную славу. За блестящую конную атаку в лесистых Карпатах дивизия удостоилась благодарности Верховного главнокомандующего».

Не менее почетна и характеристика дивизии из уст другого известного военачальника, генерала Крымова: “Имя Уссурийской конной дивизии всем, интересовавшимся событиями на фронте, известно как части, верно служившей своей Родине”.

Казаки-уссурийцы героически проявляли себя в годы войны, но мало имен героев сохранила история. Вот лишь пример, иллюстрирующий участие в боевых действиях уссурийских казаков, наших земляков на фронтах Первой мировой войны.

Из письма казака 3-й сотни Уссурийского казачьего полка Григория Васильевича Бочкарёва (Бочкового?) родным на станцию Вяземскую (из-под Варшавы, 14 апреля 1915 г.): “Немцы нас называют маньчжурские казаки. Приходилось нам ходить на германскую кавалерию в атаку, так они убегают, и на пехоту приходилось идти в атаку, как догонишь, то они сейчас же бросают винтовки и кричат казак…”

Уссурийский казачий дивизион принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве в составе 3-го конного корпуса. Из воспоминаний генерала П.Н. Краснова: «Помню, как майским утром 1916 года на черном пехотном поле выстроились 48 конных сотен и 12 батарей. Раздались звуки сигнальных труб. На громадном вороном коне, под развивающимся корпусным штандартом, командир корпуса генерал Келлер повёл амурских, уссурийских, забайкальских, донских и тверских казаков на вражеские позиции… Казаки шли на штурм смело и весело. Мы захватили 6 тысяч пленных и богатые трофеи».

Раскол, террор, новое возрождение

Октябрьская революция 1917 года привела к расколу казаков на два враждующих лагеря: противников и сторонников советской власти. Основная масса казаков пошла за новой властью, поверив её обещаниям при ликвидации казачьего сословия оставить за казаками привилегии, земельные наделы и лесные угодья.

25 января 1919 года Свердловым Я.М. была подписана секретная директива ЦК партии большевиков, разосланная во все казачьи области. В директиве отмечено: провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое- либо прямое или косвенное участие в борьбе против установления советской власти. К среднему казачеству применить все те меры, которые дают гарантии от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям, конфисковать хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Этот документ наглядно показывает, какими методами проводилось расказачивание.

В 1918 году на станции Вяземской произошло восстание казаков, которое было подавлено красногвардейцами.

После ликвидации сословного деления в октябре 1917 г. казачество было включено в состав сельского крестьянского населения. Большинство, оставшихся на родине казаков, стали участниками великого социального переустройства, испытав на себе коллективизацию и репрессии тридцатых годов двадцатого века. В это время были репрессированы многие семьи казаков Вяземской волости. Вот некоторые факты.

Были выселены из Вя-земского района в порядке кулацких расселений семьи А.С. Толстоногова, Г.С. Толстоногова из села Кедрово; семьи Суворова Л.Ф., Д.И. Попова из Видного. Семья А.П. Кузнецова из Забайкальского выселена как неблагонадёжная. Вяземский казак Косяков В.Н. в Первую мировую войну получил орден Святого Георгия 4-й степени за храбрость. Был выселен с семьёй в 1931 г. решением Вяземского РИК в порядке кулацкого расселения. И таких примеров много.

В 1990-е гг. начался процесс возрождения казачества, в том числе и уссурийского. Как и в прежние времена, основные цели, стоящие перед казаками-уссурийцами — освоение земель и строительство станиц, формирование казачьих застав и воинских подразделений, возрождение культуры и военно-патриотическое воспитание молодежи. За всю дореволюционную историю (1889-1917) наказными атаманами Уссурийского казачьего войска были Павел Федорович Унтербергер (генерал-лейтенант), Деан Иванович Суботич (генерал-лейтенант), Николай Михайлович Чичагов (генерал-лейтенант), Алексей Михайлович Колюбакин (генерал-майор), Василий Егорович Флуг (генерал-лейтенант), Иван Николаевич Свечин (генерал-майор), Михаил Михайлович Манакин (генерал-майор), Арсений Дмитриевич Сташевский (генерал-лейтенант), Владимир Александрович Толмачев (генерал-лейтенант).

В каждой станице был станичный атаман в чине урядника. В вяземском посёлке Гленовском в разное время были станичными атаманами Кузнецов, Пискунов, Подойницын. Это выявленные фамилии, записанные по воспоминаниям старожилов.

Е. Салмашева,

Вяземский

краеведческий музей

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Ответов нет

  1. Людмила :

    Мой прадед Атаман посёлка Хомского, урядник Николай Константинович Беглов.атаман с 1909- 1911), в 1917 был секретарем казачьего посёлка Хорский. Документы из архива Хабаровского края имею. Но только за 1909 и 1917, есть его письма в крепость Владивосток. У Николая Константиновича и его жены Агриппины Ивановны был сын ( мой дед) Константин Николаевич 1913 г. р( есть документ), дочь Валентина( 1916 г. р)- есть документ, самый младший сын Николай Николаевич Беглов( участник войны с Японией 1945 года, есть награды). Мой дед Константин пропал без вести в 1943 году. Воевал на Калининском фронте. О дальнейшей судьбе прадеда, его жены и детей( возможно5-6 было) неизвестно. С уважением — Людмила Владимировна Беглова( по отцу). Если что — либо известно о моем предке вам, уважаемые сотрудники, буду рада общению.

    • Людмила:

      P.S. В первом сообщении вкралась техническая ошибка. Мой прадед Беглов Николай Константинович был Атаманом в посёлке Хорском ( с 1914 г.- станица). Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *