И ему когда-то кричали: "Сапожник"

vavjlov.jpg

На вопрос «Что для вас кинематограф?» Владимир Филиппович Вавилов, не задумываясь, отвечает: — «Это моя жизнь!»

В том, что из всех искусств важнейшим является кино, отличник кинематографии СССР, Почетный кинематографист России, награжденный «Знаком Почета» Владимир Филиппович Вавилов никогда не сомневался. Советское кино учило жить, учило любить Родину. Герои советских лент были примером для его сверстников, да и для многих последующих поколений советских граждан. В том, каким сегодня нервным, порой безнравственным становится общество, немалую роль сыграло современное кино, в частности, американское, уверен он.

Первое погружение в мир черно-белой плёнки пришлось на раннее детство. Тогда были живы родители. Малыши прямо на сцене лежали, задрав голову на белый холст экрана. А там звучало торжественное: «Красавица народная, как море, полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Фильм «Волга — Волга» с незабвенной Любовью Орловой — как сон.

Потом в детском доме самым страшным наказанием был запрет ходить в кино, когда с мальчишками чего-то набедокурят. Это была мука.

— Хорошо помню, как ходили смотреть фильмы, которые нам передвижки привозили,- вспоминает свои юные годы Владимир Филиппович. — Затем в кинотеатр «Пограничник» нас водили, он стоял, где сейчас спортивная школа, это конец сороковых был. Потом его снесли, построили «Космос».

Вся последующая история развития киносети в Вяземском районе уже была связана с именем Владимира Филипповича Вавилова.

После окончания Хабаровской школы киномехаников направили его в распоряжение вяземского отдела культуры. С 14 лет работал киномехаником в сельских клубах на подмене, а затем предложили должность киномеханика в селе Виноградовка. Итого 10 лет — с пленкой и профессиональным киноаппаратом. За эти годы лишь несколько раз из зала прилетало: «Сапожник!»

Именно жители Виноградовки дали ответственному и порядочному работнику сферы культуры шанс, как раньше говорили, выйти в люди. Его избрали председателем сельского Совета. Должность обязывала. Нужны были соответствующие знания, которые он получил в советской партийной школе. После её окончания направили работать инструктором райисполкома, а в 1974 году Владимира Филипповича назначили руководителем киносети Вяземского района, которой он посвятил 28 лет своей трудовой биографии.

Жители Вяземского района никогда не были равнодушны к искусству кино. Сначала с нетерпением ожидали приезда кинопередвижек. На лесо-участках раза два в неделю на стене натягивали простынь и крутили черно-белые ленты. Киномеханик в те времена одной из первых фигур на селе был. Местные парни перед сеансом иногда подходили договориться провести в зрительный зал свою девушку. После всегда рассчитывались за билеты — дело чести.

Новинки проката вяземские зрители получали по тем временам довольно быстро, примерно через неделю после премьерного показа в Хабаровске. Вместе с широкопленочными шли шестнадцати миллиметровые узкопленочные копии, что демонстрировались на кинопроекторе «Украина». Такие установки были во всех сельских клубах.

Постоянные киноустановки и штат киномехаников в вяземских селах появились в начале 60-х годов. Тесно работали с Хабаровским кинопрокатом. Методист краевого учреждения выезжал в районы, планировал репертуар фильмов.

Был период в работе советской киноиндустрии, когда в обязательном порядке зритель перед началом художественного сеанса должен был посмотреть фильм-хронику. А это три-пять частей, рассчитанные на час тридцать — час сорок зрительского времени. Только потом демонстрировали фильм художественный. Пропагандировали в таких хроникальных фильмах трудовые достижения и передовой опыт в сельском, лесном хозяйстве, в промышленности. Такова была идеология государства.

Зрители, конечно же, нервно курили возле клубов, ругались, потом и жаловаться стали. Им пошли навстречу и показывать фильм-хронику стали после художественных фильмов. А желающих, как вы понимаете, после сеанса в зрительном зале оставалось совсем немного.

А вот киножурналы «Даль-ний Восток», «Советский спорт», «Хочу все знать» для детей зрители с большим удовольствием смотрели, утверждает Владимир Филиппович. Вне конкуренции был сатирический киножурнал «Фитиль», где высмеивали бюрократов, взяточников, разгильдяев и прочие пороки советского общества. Надо сказать, что «Фитиль» прожил большую жизнь, он радовал зрителей 45 экранных лет.

В кинотеатре «Космос» когда-то был и буфет… В фойе стоял здоровый фикус, каждый листочек которого регулярно протирали контролер и уборщица. Для зрителя всегда были важны уют, тепло, чистота и качество обслуживания. Над этим ежедневно работали такие контролеры как Лидия Андреевна Запольская, Татьяна Александровна Карпова и другие.

Зрители заранее приходили на сеансы, пообщаться, некоторые себя показать. Была в городе одна известная дама, так она любила шубу свою новую демонстрировать, наряды последние показывать. Перед премьерой самых популярных фильмов директору киносети звонили друзья и не только, руководители организаций просили забронировать билеты. Вавилов в такие дни старался домашний телефон отключать. Как-то пришлось поставить дополнительные зрительские стулья начальнику организации, в которой запасные части имелись. Он никогда в кино не ходил, но тут позвонил и попросил билет на фильм «А зори здесь тихие»…

Был в Вяземском летний кинотеатр «Спутник» в районе локомотивного депо. За летние месяцы там по 20 тысяч рублей киносеть выручала. В перестройку на его ремонт потребовалось 40-60 тысяч. Накладно, списали. Кино-установки работали в клубе «Прогресс» на Новостройке, в железнодорожном клубе, на Кирпичном заводе. Ездили по покосам. В вечернее время на полевых станах смотрели кино с удовольствием. Кинопоказы регулярно устраивали в микрорайонах на агитплощадках города. На Амурской, Казачьей, на Коваля. В основном по площадкам крутил фильмы Анатолий Михайлович Коваленко, он много лет проработал в кинотеатре «Космос».

Владимир Филиппович всегда тепло отзывался о большом коллективе работников Вяземской киносети. Люди хорошие, профессионалы. По штату 61 человек!

В поселке Дормидонтовка работал Павел Васильевич Ушаков, отличный киномеханик, культурный, его люди так любили! Там же трудилась Лидия Петровна Губарь. В Видном — Наталья Кондратьевна Попова. В селе Кукелево — Василий Георгиевич Аверин содержал киноустановки в идеальном состоянии. Комиссии после посещения его рабочего места говорили руководителю Вавилову: «Если у тебя все такие киноустановки, значит, ты почти герой». А еще краевые комиссии отмечали бесконфликтность вяземского коллектива киносети. — Хотя в работе не всегда все гладко было, и меня ругали, и я ругал, но с людьми, работающими в отрасли кино, мне очень повезло, — говорит Владимир Вавилов.

В «Космосе» много замечательных киномехаников было — Лариса Филипповна Назарова, Валентина Николаевна Казарина, мастером киносети Татьяна Ильинична Иванова и многие другие, хорошие, трудолюбивые, честные.

В селе Аван работали супруги Иван Степанович и Светлана Павловна Стрель-никовы. Всю жизнь проработал в Кедрово Иван Уколович Ермоленко. Не мог не вспомнить директор киносети методистов — Людмилу Баглай, Надежду Дударенко, Лилю Лисун — это специалисты, которым не надо было напоминать, контролировать, говорить, что делать. Ответственные и порядочные в работе. Последние годы в селе Забайкальском показывала кинофильмы Валя Смищук, в Садовом много лет проработала Валентина Кищина, Валентина Черная — в селе Котиково.

За многолетний и плодотворный труд Владимиру Филипповичу судьба преподнесла замечательный подарок. Он дважды ездил в Москву: на конференцию работников культуры Российской Федерации и на Всесоюзный съезд работников культуры. Самым ярким впечатлением на съезде стало рукопожатие Валентины Терешковой. — Она сидела в президиуме, а мы собирали автографы, — вспоминает вяземский участник съезда. — В нашей делегации был известный хабаровчанин — народный артист России Мирослав Кацель. Всё меня подначивал, сходи, сходи. Я вышел на сцену, где сидел президиум, Терешкова спросила, откуда я? Когда узнала, что из Хабаровского края, оживилась. — Я была в Хабаровске, — сказала она, пожав руку, и расписалась в книге «Новь Вяземской земли», которую я привез с собой в Москву.

Теперь эта книга представляет собой уникальный исторический экспонат. Там есть автографы Иосифа Кобзона, украинского оперного певца Дмитрия Гнатюка, замечательных актеров Бориса Брунова, Кирилла Лаврова, Людмилы Чурсиной, легендарного советского фигуриста Александра Горшкова, композитора Евгения Дога, певицы Нани Брегвадзе и других известных деятелей культуры.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *