Меняться и учиться вместе с детьми

ilushina.jpg

В последнее время часто на слуху такие фразы: новая школа, введение федеральных государственных стандартов, учитель должен меняться. Но какой он современный учитель: на уроке, во время подготовки к занятиям? За ответами на эти вопросы мы отправляемся в начальный класс обычной школы, где уже третий год реализуются эти самые стандарты.

Галина Николаевна Ильюшина преподает в 3-б классе школы № 2 г. Вяземского. Она не понаслышке знакома с требованиями, которые сегодня предъявляет система образования к учителю. Всевозможные курсы, семинары, самостоятельное изучение развивающих учебных программ — это лишь поверхность «айсберга», встающего на пути педагога, управляющего «кораблем» своей профессии. Но если есть желание, человеку под силу и горы свернуть.

Вот так изо дня в день Галина Николаевна, как и многие другие учителя начальных классов, малыми шагами движется к намеченной цели — давать детям не только предметные знания, но и научить их добывать эти знания, пользоваться ими, грамотно выражать свои мысли, давать оценку себе и другим, ориентироваться в огромном потоке информации. Ни один урок современный учитель не может начать без предварительной подготовки. Два-три часа — на то, чтобы сделать презентацию по теме, разработать тестовые задания (красочные, с картинками), найти дополнительную информацию в интернете или другом источнике, выбрать форму работы с учениками (в группах, парами, индивидуально и тому подобное).

Сам урок можно назвать мультимедийным (то есть, включающим в себя сразу несколько разных видов подачи информации — звуковую, видео, аудио). Повторение и объяснение темы урока русского языка «Склонение имен существительных» Галина Николаевна ведет, постоянно обращаясь к интерактивной доске. Ей не приходится тратить время на то, чтобы записывать правила мелом. Слайды презентации с нужной информацией она меняет легким прикосновением руки к доске. Когда требуется, в нее можно добавить звуковые, анимационные эффекты, видеоизображение.

Задание, которое дает учитель, дети выполняют в нетбуках. С энтузиазмом, кропотливо они склоняют существительные среднего и мужского рода, набирая текст на экране маленьких компьютеров. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, педагог открывает в своем компьютере окно, откуда может войти на любой из нетбуков учеников и вывести их работу на большой экран. Если кто-то из детей допускает ошибку, другие ученики поднимают сигнальные карточки красного цвета и исправляют недочеты одноклассников.

Чтобы научить ребят отбирать только самое важное, Галина Николаевна на уроке литературного чтения проводит тестирование по произведению «Лягушка-путешественница», которое они должны были прочитать дома. Результат положительный — почти все выбирают правильные ответы. В конце каждого урока учитель задает вопросы: что нового вы сегодня узнали, а о чем уже знали и просто закрепили свои навыки? Удивительно, никто не выкрикивает ответы, в классе появляется «лес» рук, и каждый отвечает, только когда его спросит учитель.

Перед тем, как поставить кому-то оценку, учительница обращается к самому ученику: «Что бы ты сегодня поставил себе за работу и почему», на тот же вопрос отвечают его одноклассники. «Никите можно поставить четыре, потому что у него ответ был неполным, и он ошибался, а вот Наташа хорошо работала весь урок и заслужила пятерку» — оценивают школьники друг друга. В электронном журнале появляются заслуженные отметки, которые порадуют родителей, контролирующих успеваемость своих детей на сайте дневник.ру.

«Сегодня у нас есть все для того, чтобы преподавать интересно, — говорит Галина Николаевна Ильюшина, — только не ленись: изучай, вникай и применяй новые методы в своей работе. Но некоторые родители по-прежнему не хотят смириться с тем, что учиться, как раньше, уже нельзя, опыт их обучения не подходит для современных детей. А ребенок становится заложником ситуации, когда вроде учитель (авторитет для него) говорит: задание нужно выполнить так, а мама (имеющая большее влияние) — совсем по-другому. Поэтому почти на каждом собрании объясняем родителям, что сегодня информационные технологии диктуют свои условия, и нам придется (хотим мы того или нет) меняться и учиться вместе с детьми».

Вывод однозначен: школа сегодня другая — интересная, мобильная, технологичная. Но как себя здесь чувствуют дети, создает ли учитель для них комфортную обстановку? На вопрос, почему вы ходите в школу: нравится или потому что надо, третьеклассники отвечают — Вика Намаконова: «Я хочу ходить в школу, потому что здесь у меня много друзей, любимый учитель, который старается нас научить думать, рассуждать, делать свои выводы — это мне пригодится в жизни», Ваня Карпов: «Учиться бывает трудно. Заданий много на дом задают, читаем большие тексты по литературе, но зато на экзаменах потом легче будет», Святослав Дуда: «Мне нравится в школе потому, что есть мой любимый предмет — математика. Я научился решать один пример по-разному. Иногда, конечно, бывает трудно: ответ на вопрос не знаешь или не можешь сделать задание, но тогда помогает наша учительница, а дома — родители», Лера Егорушина: «Я люблю в школе заниматься английским и думаю, что эти знания мне пригодятся, потому что я хочу стать переводчиком».

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *