Не сдается наш гордый "Варяг"

varyag.jpg

Накануне Дня военно-морского флота мы встретились с группой бывших военных моряков, а ныне сотрудниками отдела внутренних дел, и выслушали их интересные рассказы о военной службе, морских походах и даже боевых действиях вдали от родных берегов.

«Благодарность командования»

Рассказ бывшего морского пехотинца Бережного Игоря Владимировича:

— В ставшие уже такими далекими 90-е годы прошлого столетия, когда от некогда нерушимого Союза Советских Социалистических Республик отходили бывшие братские союзные республики, превращаясь в суверенные независимые государства ближнего зарубежья, мало кого волновала судьба наших военно-морских баз, расположенных на территории Африки, Юго-восточной Азии, ближнего Востока, создававшихся с большим трудом и огромными материальными затратами. С этих баз Советский военно-морской флот контролировал обстановку в мировом океане, в том числе, и в районе Африканского континента. Ушли в прошлое события, связанные с созданием баз и их ликвидацией, но были люди, верные присяге, рискуя своей жизнью, выполнявшие свой воинский долг вдали от Родины, несмотря на все политические «шторма и бури».

В 1990 году я был призван на службу в вооруженные силы Советского Союза и направлен в дивизию морской пехоты Краснознаменного тихоокеанского флота, которая дислоцировалась в районе Владивостока. Летом 1990 года наш батальон в условиях секретности на самолетах морской авиации был переброшен в г. Балтийск Калининградской области. Там нас уже ждал БДК (большой десантный корабль) с экипажем. Личный состав батальона получил боевую технику: плавающие танки ПТ-76, БТР -50, гусеничную зенитную установку «Шилка», ПТС (плавающее транспортное средство), различные стрелковые вооружения и боеприпасы. Осенью 1990 года наш корабль отправился в дальний поход для выполнения боевых задач к острову Нокра, (архепилаг Дахлак в Красном море) у берегов Эфиопии. На острове располагалась советская военно-морская база, основной задачей которой являлось обеспечение подводных лодок и надводных кораблей, действующих в зоне Индийского океана. Нас провожали экипажи, выстроившиеся на палубах своих кораблей, на каждом играли марш «Прощание славянки» — это незабываемое и трогательное воспоминание.

Переход был долгим, через Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал в Красное море. Весь путь нас сопровождали корабли и самолеты стран НАТО, при приближении которых десант был вынужден прятаться в кубриках. Стояла сильная изнуряющая жара.

В конце 80-х годов военно-политическая обстановка вокруг острова резко ухудшилась, произошедший мятеж и гражданская война незамедлительно отразились на положении советских военных, находящихся на острове Нокра. Появилась угроза его захвата сепаратистами. Необходимо было принимать дополнительные меры по его защите. Сепаратисты стали обстреливать позиции наших военных, обслуживающих базу и эфиопские части прикрытия базы на острове. Эфиопские военные несли большие потери, было много раненых. Для усиления наземной обороны с прибывшего после длительного перехода БДК был высажен наш десантно-штурмовой батальон. Обстановка продолжала ухудшаться, каждую ночь велся обстрел с катеров, представлявших собой серьезную силу, имевших на вооружении крупнокалиберные пулеметы, безоткатные орудия, которые контролировали проливы и обстреливали базу. Также у сепаратистов на вооружении были «джонки» с дизельными двигателями «Ямаха», которые были очень маневренны, на них находилось отличное вооружение, корпуса были изготовлены из специальной пластмассы. Наши радары, установленные на берегу, «не видели» их. Через некоторое время, сепаратисты начали обстрел острова дальнобойной артиллерией, захваченной у эфиопских военных. Командованием базы было принято решение о строительстве дополнительных бомбоубежищ запасного командного пункта и установке бетонных дотов, привезенных кораблями из Союза. Укреплялись огневые позиции круговой обороны. Грунт острова представлял собой коралловые рифы, который не поддавался лопатам и никакому другому инструменту — его приходилось взрывать. Участились попытки высадки десанта, но по нему вели огонь врытые в землю ПТ — 76, Т-55, и «Шилки», которые открывали заградительный огонь. Экипажи танков составляли наши матросы и солдаты эфиопской армии. Ночью соблюдались строжайшие меры светомаскировки, поскольку даже на небольшой случайный свет сепаратистами сразу же открывался огонь из всех видов оружия. Несмотря на все это, мне, на ПТС механиком-водителем которого я являлся, пришлось перевозить с острова на материк санитарную машину с военными медиками для оказания медицинской помощи эфиопам, так как на берегу началась эпидемия среди местного населения. Обстрелы острова становились постоянными, эфиопские части прикрытия несли большие потери.

В феврале 1991 года в Москве было принято решение о передаче базы и имущества эфиопской стороне, началась погрузка личного состава на корабли. Паники не было, все проходило организованно, был спущен государственный флаг СССР — наши части покинули остров. Позже я узнал, что Эфиопия разделилась на два государства, одно из которых — государство Эретрия, созданное сепаратистами.

По возвращении в часть, мне была объявлена благодарность за образцовое выполнение боевых задач в дальнем походе.

Только в 2009 году в Государственной думе был утвержден закон о признании военнослужащих, принимавших участие в конфликтах в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, участниками военных действий.

«За дальний поход»

Рассказывает бывший матрос крейсера «Варяг» Дмитрий Веретенников:

— В ноябре 2009 года я был призван на службу в военно-морской флот. После окончания учебного подразделения мне посчастливилось попасть для прохождения дальнейшей службы на флагман Тихоокеанского флота гвардейского ракетного крейсера «Варяг», названного так в честь легендарного российского бронепалубного крейсера, который в 1904 году после неравного сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо был затоплен командой. Современный «Варяг» поразил меня своими размерами и мощью. Корабль может совершать плавание до 9 тысяч миль. Он вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, реактивными бомбометными установками, торпедными аппаратами и несколькими артиллерийскими установками различного калибра.

Я был зачислен в группу управления ракетно-зенитного дивизиона. Так я стал комендором, началась моя боевая учеба. Корабль готовился к дальнему походу. Работы проводились в сухом доке от якорей до верхней мачты. В дальний поход, к берегам Америки, крейсер отправился 4 июня 2010 года в сопровождении кораблей обеспечения. На борту, кроме экипажа, находились летчики палубного вертолета, рота почетного караула и духовой оркестр Тихоокеанского флота.

20 июня «Варяг» прибыл в Сан-Франциско. На пирсе собралось огромное количество людей. Казалось, что пришел весь город. Жители приходили днем и ночью, делали фотографии на память. Последний раз российские военные корабли заходили в этот порт в 1863 году, не считая захода военной советской лодки во время второй мировой войны. Целью нашего визита являлись демонстрация военно-морского флага в иностранном порту и сотрудничество между флотами России и США. Моряки с нашего крейсера провели товарищеские спортивные встречи с американскими моряками по футболу и волейболу. Матросам разрешили увольнение и сойти на 5 часов на берег. Весь экипаж готовился к встрече президента России Дмитрия Медведева. Была постелена «красная» дорожка, экипаж был построен на шкафуте, играл духовой оркестр. Прибывший на корабль президент, выслушав доклад адмирала Касатонова, поздравил экипаж с успешным выполнением задач и осмотрел боевые части корабля. После выполнения намеченной программы визита, корабль вернулся на Родину, в г. Владивосток.

В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер посетил порт Инчхон (республики Корея). Для флагмана тихоокеанского флота это был не просто поход, на экипаж была возложена почетная миссия — доставить Гюйс легендарного крейсера во Владивосток. Военные моряки приняли участие в церемонии передачи на временное хранение Российской Федерации Гюйса легендарного бронепалубного крейсера «Варяг», который хранился в музее Инчхона. Поднимали на борт корабля бесценный груз со всеми воинскими почестями под звуки песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Во Владивостоке Гюйс также встречали, соблюдая все воинские ритуалы, его спустили на берег под раскатистые «ура», через живой коридор, в который выстроились военные моряки. Бесценную реликвию пронесли вдоль парадного строя. Со слов командира нашей боевой части, Гюйс в тот же день на военном самолете отправили в Санкт-Петербург, а затем в Кронштадт, где он занял свое почетное место в морском Никольском соборе.

По возвращении в г. Владивосток, весь экипаж, в том числе и я, был награжден знаком «За дальний поход».

Записал Александр Афанасьев, старший инспектор отделения

по работе с личным составом ОМВД России по Вяземскому району

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *