"Ирис" на озере Ханка

Озеро Ханка — самое крупное озеро Приморского края, которое располага-ется в центре Приханкайской низменности на границе с Китайской Народной Республикой. Длина озера — около 90 км, наибольшая ширина — 67 км. В озеро Ханка впадает 24 реки, вытекает же только одна — Сунгач, которая соединяет его с Уссури.

Озеро Ханка — древнее озеро, всегда богатое рыбой и птицей. Одно из старинных названий его — «Ханкай-Омо» — «Море птичьих перьев». Ханкайская рыба поставлялась еще в средние века на столы китайских и чжурчженьских императоров. И в наше время в озере плавают огромные калуги весом до 600 килограммов. В 1868 году здесь побывал Н. М. Пржевальский, оставивший для по-томков описания животного и растительного мира этих мест. В 1902 году свою первую экспедицию к Ханке совершил В. К. Арсеньев. В 70-е годы на озере сни-мал художественный фильм «Дерсу Узала» всемирно известный японский кинорежиссер Акира Куросава.

Именно сюда был организован выезд передвижного туристского оздоровительного лагеря ДЮЦ «Ирис-2011».Посетить эти живописнейшие места была давняя мечта туристов турклуба «Странник», тем более, что на море — акулы, слухи о радиации, а хочется перед школой покупаться, позагорать и просто весело провести оставшиеся летние деньки.

Собирались недолго: буквально в 2-3 дня. И уже 22 августа автобус помчал нас в незнакомые места.

Путь был непростой. В дороге нас застал сильнейший ливень, потом выглянуло солнце. Мы немного поплутали, отыскивая нужный маршрут. И вот за поселком Хороль нашему взору открылись удивительные пейзажи Приханкайской низменности. Исчезли сопки, и на десятки километров простирались гречишные, а затем рисовые поля. Встречалось множество озер и каналов. Здесь мы увидели много рыбаков. Пейзаж был удивительный, необычный. Многие из нас никогда не видели, как цветет гречиха. Нашему взору открылось огромное поле серебристого цвета. Под лучами солнца оно переливалось, а когда над полем пролетал ветерок, оно колыхалось серебристо-лиловыми волнами. Мы были зачарованы этой картиной. Дальше нас ожидали еще более живописные места.

Вечером добрались до поселка Турий Рог. Это крайняя точка территории Приморского края, дальше — государственная граница. Сам поселок расположен на берегу озера. Мы думали увидеть озеро, а увидели настоящее море, только с пресной водой. Огромное озеро открылось нашему взору. Несколько минут мы просто зачарованно смотрели на него, а потом бросились к воде. Вода была удивительно теплой, хотелось после долгой дороги сразу же окунуться. Но надо было ставить лагерь.

Мальчишки, уже опытные туристы, быстро занялись установкой палаток, кухни, а девчонки стали готовить ужин. С дороги, конечно, все устали, но перед сном все-таки окунулись, и всех обуял крепкий сон.

Итак, мы на месте. На берегу — ни души, мы одни. Местные жители смотрят на нас удивленно. У них купальный сезон заканчивается 19 августа. После этого детям уже не разрешают купаться (это мы узнали от местных ребятишек). А тут целый автобус детей, а на берегу — большой палаточный городок — было чему удивляться.

Первая ночь прошла тихо, спокойно. Ночью начался дождь, и под монотонный шум дождя все крепко спали. Утром тоже был дождь, но он нисколько не испортил настроения. А уже после обеда и все оставшиеся деньки была прекрасная, солнечная, теплая, летняя погода.

По традиции, второй день — это всегда трудовой десант. Мы привели территорию нашего лагеря в порядок, чтобы ничто не омрачало нашего отдыха. Познакомились с местными жителями, подружились с ними.

За 5 дней мы успели накупаться, загореть, покататься на лошадях. Мы играли в водное поло и пляжный волейбол, строили фигуры из песка. Незабываемые впечатления остались от вечерних огоньков.

Отдых детей был полноценным: вкусная домашняя пища, жареная свежевыловленная рыба, организация мероприятий! Конечно, уезжать не хотелось. Но мы все решили, что на это место обязательно вернемся!

Есипова Полина, СОШ №2, 10 класс:

— …Близился вечер, синие тучи постепенно закрывали великолепный закат. Глядя в окно, все искали глазами озеро Ханка.

Когда мы добрались до места, все было как в сказке: это огромное озеро, которое ничем не отличалось от моря. Солнце уже садилось, ребята разделились на группы: одни ставили палатки, другие чистили картошку на ужин, третьи разгружали автобус и устанавливали армейскую кухню. Всю ночь дождь лил, как из ведра, мощные разряды молний грохотали над нами, и было немного страшно. Утром поморосил дождь, но потом нас радовали солнечные дни. По правилам туристов, у каждого члена группы были свои обязанности: одни помогали готовить на кухне, другие следили за чистотой территории, ребята носили воду. Каждый день играли. Несколько команд соревновались между собой. После великолепной игры все наслаждались вкусным обедом. Вечером всех вместе собирал традиционный огонек.

Для меня эта поездка стала уникальной возможностью получить заряд позитивных эмоций.

Сальникова Лена, СОШ №1, 8 класс:

— В августе я побывала на море, отдыхала в Ливадии. Когда я приехала домой, меня ждал выбор: остаться дома до конца каникул или отправиться в новое путешествие. Не мешкая, я выбрала второе. И вот еще пять незабываемых деньков. Все было отлично на берегу: и отдых, и питание, но все же на меня неизгладимое впечатление оказала встреча с грациозными, умными, красивыми животными — лошадьми.

Однажды утром я проснулась от громкого топота. Мимо нашего лагеря проскакал табун лошадей. Они паслись недалеко от нашего лагеря. Я очень люблю лошадей, не раз каталась на лошади, знаю их нрав, повадки. Конечно, позволила себе покататься на лошади, а потом и все ребята осваивали езду на лошадях, кто в первый раз, а кто уже смело садился в седло и сам правил.

Григорьев Леша МОУ СОШ №1, 9 класс:

— В приморье со своими одноклассниками я ехал впервые. Для меня все было новым, необычным. Каждый день отдыха я запечатлел в своей памяти. Но самое большое впечатление осталось от вечерних «Огоньков», которые проводил В.А.Васильев, а готовили их сами ребята. Проведение огоньков — это артековская традиция.

Вы только представьте такую картину. Ночь, тихо плещутся о берег волны озера, над головой звездное-звездное небо. Кажется, протяни руку — и достанешь звезду. Вокруг тишина. А на берегу наш небольшой костер, он озаряет лица собравшихся детей. Мы подводим итоги дня, а потом играем, поем песни, просто беседуем. Мне кажется, каждый ребенок мечтает о такой романтике…

Я обязательно еще сюда приеду!

Полякова Полина, МОУ СОШ №1, 9 класс:

— Ну, какой отдых без дня Нептуна! Я отвечала за его подготовку. Трудно было организовать этот праздник, потому что невозможно вытащить ребят из воды. Но в последний день мы успели провести этот праздник. Главный герой Нептун — Александр Милоглядов. Нарядили его, и вот он выходит из моря. На голове корона, в руках трезубец, большая белая борода. Все ребята также нарядились в свиту Нептуна: чертей, русалок и т.д. От нас Нептун требует награды и послушания за хорошую погоду. Кто-то поет песни, танцует, преподносит подарки. А потом всех бросают в водную пучину, да и сам Нептун скрывается под водой. Местная ребятня тоже пришла на наш праздник, даже сфотографировались вместе с нами.

А вечером этого дня мы уезжаем. Поездка на Ханку надолго останется у нас в памяти.

Анисимова Юля, МОУ СОШ №1, 9 класс:

— Мы прибыли на озеро вечером, поэтому сразу поразил своей красотой багряно-красный закат, отражающийся на водной глади озера. Впечатление незабываемое. Тихо шумит прибой. К утру пошел дождь. Озеро стало шумным и немного грозным. Большие волны разбивались о берег. Было интересно плавать в волнах. А какие на озере восходы!

Еще мне хочется сказать о наших руководителях. Я узнала их немного с другой стороны, не как строгих учителей, а как заботливых и любящих родите-лей, веселых и смешных воспитателей. А как вкусно готовили нам еду Надежда Семеновна Васильева и Елена Александровна Есипова. Спасибо Александру Алексеевичу Милоглядову за каждодневный улов, он снабжал нас свежей рыбой.

Васильев Максим, МОУ СОШ №1, 9 класс:

— В этом году я поехал в лагерь не только отдыхать, но и выполнять хозяйственные дела в роли коменданта лагеря. У нас был отличный отряд, состоящий из бывалых туристов и моих одноклассников. Все мы не только отдохнули, но и дружно поработали: дежурили в столовой, убирали территорию лагеря, носили воду, обустраивали наш быт. Весь день каждый был чем-то занят.

Здорово, что и бывалые туристы нашего клуба тоже были с нами. Евгений Витько, у которого мы открыли художественные способности. Он построил из песка фигуру русалки, правда, с головой Миши Смотракова, а рядом огромную черепаху с головой Вовы Захарова. Сколько шуток, смеха было.

Туризм, как ничто другое, сплачивает и объединяет людей. Мы становимся как родные. Поэтому такие поездки и объединяют туристов всех поколений.