Учитель — дирижер учебного процесса

pervoklass.jpg

Как в нашем районе проходит модернизация образования — в интервью с главным специалистом управления образования администрации района Ольгой Георгиевной Иванюк.

— Ольга Георгиевна, о новых образовательных стандартах мы много слышали. А как на деле?

— Новая школа начинается с первого класса. В этом году в районе 303 перво-классника, которые уже начали учиться по-новому. Меняется кардинально сам подход к образовательным технологиям. Научить детей писать и считать — это не главное. На первое место ставится задача — научить учиться и привить интерес к учёбе. Меняется и роль учителя, который сегодня должен быть дирижёром учебного процесса. Основной упор делается на внеурочную деятельность. Цель федеральных образовательных стандартов — обеспечение современного качественного, доступного образования.

— Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

— Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обес-печить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ре-бенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.

Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.

Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе рекомендована программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее — ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися

— Таким образом, меняется и роль педагогов дополнительного образования?

— Можно сказать, что из дополнительного образования многие предметы становятся основными. Соответственно, возросла значимость педагогов дополнительного образования. В школах № 1,2, например, дополнительно будут введены занятия в театральном кружке, который будет вести педагог ДЮЦ Е.Еркина, шахматы будет преподавать педагог ДЮЦ П.Попов. В школе № 2 преподаватель ДЮЦ З.П. Гусакова будет учить детей шитью мягкой игрушки, и в остальных школах района также введены различные дополнительные занятия.

— А если ребёнок ходит в другой кружок или занимается музыкой или танцами?

— Ни в коем случае не должно быть перегрузок! Хоть дополнительные занятия и стали обязательными, но выбор за родителями и учениками. Если ученик занимается где-то ещё дополнительно, он может не посещать дополнительные занятия в школе. Чтобы избежать перегрузок, первоклассникам не задают заданий на дом. Перед дополнительными занятиями дети должны погулять, отдохнуть и пообедать либо в школе, либо дома.

— Новые стандарты призваны скорректировать обучение, как дать развиться сильным ученикам, так и подтянуть отстающих. Это даёт шанс педагогически запущенным детям не пополнять ряды коррекционной школы?

— Очень важно, если ребёнок не усваивает программу, и нет объективных причин, (например, болел или пропускал занятия по другим причинам), выяснить истинную причину неуспеваемости, посоветоваться со специалистами медико-педагогической комиссии, чтобы своевременно помочь ребёнку. Но ни в коем случае не следует на ребёнка кричать или садить дома за стол и часами «вдалбливать» ему знания. Результат такой работы прямо противоположный. Ребёнок теряет уверенность в своих силах, и у него пропадает желание учиться. Но некоторые дети, к сожалению, подлежат обучению только в коррекционной школе.

— Соблюдены ли требования образовательных стандартов по наполняемости классов — до 25 человек?

— Да, в нашем районе во всех школах первые классы соответствуют этой норме.

— А как вес школьных портфелей, соответствует ли нормам?

— Как советует главный санитарный врач, должно быть два комплекта учебников, один для дома, другой для школы. Но в нашем районе всем первоклассни-кам выданы бесплатные учебники. Второй комплект приобретают по желанию родителей, а это достаточно затратное дело. Поэтому все носят книжки в рюкзаках. Но если вес учебников (по три книжки на каждый день для трёх уроков) и тетрадей соответствует нормам, то вес самого рюкзака значительно утяжеляет общий груз. Надо подумать об этом и родителям.

— Мы живем в информационном обществе, которое выдвигает свои требования.

— Важнейшая составная часть нового стандарта — требования к информационно-образовательной среде школы, которая и обеспечивает возможности для информатизации. Для учителя и его учеников это контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, возможность дистанционного взаимодействия, в том числе и во внеурочное время. Для родителей школьников — возможность видеть расписание, домашние задания и работы своего ребенка, школьный журнал, дневник и многое другое. В этом году появится электронный дневник.

В соответствии с новым стандартом, наряду с традиционным письмом, первоклассник будет осваивать и клавиатурный набор текста, а в процессе изучения предметов использовать различные источники информации, в том числе интернет. Компьютер и другое цифровое оборудование будут использоваться при изучении того или иного предмета наравне с тетрадкой и ручкой. Школьник будет учиться поиску информации в интернете, фиксированию на видеокамеру образов окружающего мира, подготовке выступлений с мультимедийной поддержкой. Изучение окружающего мира будет включать опыты с использованием цифрового микроскопа и другого оборудования.

— У родителей может возникнуть вопрос: а не будут ли их дети — младшие школьники — слишком много времени проводить за компьютером?

— Нет. Компьютер нужен только для решения конкретных учебных задач, будет использоваться на уроке не более 15 минут, а работа с ним будет постоянно сменяться другими видами деятельности. Не стоит опасаться и того, что произойдет некое погружение школьника в мир цифровых средств взамен традиционного обучения. Информационная среда создается в помощь учителю и ученику, а традиционного, привычного всем нам обучения, никто не отменял.

— Достаточно ли оснащены школы цифровой техникой, по новым требованиям нужны ноутбуки каждому ученику?

— Почти во всех классах уже есть интерактивные доски. Но пока в нашем районе всего необходимого оборудования для реализации на практике ФГОС ещё недостаточно.

— Что бы вы хотели пожелать родителям первоклассников?

— Запастись терпением и больше свободного времени проводить с ребёнком. Первые дни и месяцы в школе — это стресс для вашего малыша. Постарайтесь бе-режнее к нему относиться, бывайте с ним больше на свежем воздухе. Удачи вам и вашим детям!

Беседовала Ирина Кобзева

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *