"Странник" в моем Отечестве

strannik.jpg

Когда говорят о патриотическом воспитании, часто употребляют такие словосочетания: «военно-патриотическое воспитание», «героико-патриотическое воспитание». А почему не «семейно-патриотическое»? Не «эколого-патриотическое»?

Слово «патриотизм» не нуждается в подобных добавлениях. «Патриотизм — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». Если учесть многогранность, емкость слов «отечество», «родина», «народ», то получается, что все, что окружает человека с младых лет и до последнего его жизненного часа — все это его Отечество, его Родина, его народ. И еще хотелось бы обратить ваше внимание на слово «воспитание». Научная педагогика трактует «воспитание» как процесс «систематического воздействия, формирования характера, каких-либо качеств». Хочу привести пример телепередачи «Поле чудес». Собранные на игру правнуки Героев Советского Союза, дети 10-13 лет, В. Покрышкин и В. Чкалов не смогли ни слова сказать, чем замечательны их дедушки. Кто в этом виноват? Неужели образовательные учреждения?

Как педагог дополнительного образования, руководитель туристско — краеведческого клуба «Странник» детско-юношеского центра города Вяземского, я хочу ответить отрицательно на эти вопросы: коллектив нашего ДЮЦа, нашего турклуба в частности, не только не виноват в этом, а в противовес сегодняшним перекосам в воспитании юных на протяжении 25 лет доказывает обратное, достаточно много внимания уделяя патриотическому направлению в воспитании учащихся.

Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах, убеждены в пользе туризма. Представьте себе… «Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!

А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.

«Затих костер. Он тоже слушает песню». Эти слова, принадлежащие поэту Роберту Рождественскому, показывают только небольшую часть туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже картина туристской жизни, тогда никому не покажется странной та властность, с которой она притягивает к себе человека.

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм — прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества.

Программа модернизации образования ставит перед нами задачи обучения и воспитания личностей, в которых нуждается современное общество. Это люди, которые умеют самостоятельно мыслить, могут организовать и спланировать свою деятельность, анализировать ситуацию и адаптироваться в новых условиях. Это личность, у которой развито чувство патриотизма.

Совершение путешествий по родному краю являются способом воспитания патриотизма. Удачные путешествия, сопровождавшиеся взрывом позитивных эмоций, присоединяют районы, по которым путешествия совершались, к пространству, ассоциирующемуся у путешественников с понятием РОДИНА. В аспекте патриотического воспитания особенное значение имеют так называемые дальние путешествия — путешествия, совершающиеся вдали от постоянного места жительства.

Участвуя в таких походах, я с ребятами турклуба уделяю особое вни-мание поисково-краеведческой работе — это один из видов деятельности, где идёт целенаправленная, планомерная работа по развитию умений учащихся организовывать исследовательскую деятельность, получать новые знания при работе с документами, другими источниками информации, делать выводы. Моя задача, как педагога — организовать индивидуальное сопровождение ребёнка, выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению в работе, совместно выстроить план. Уче-ник включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим педа-гогом.

Через работу турклуба по программе «История Вяземского района» раздел «Историческое краеведение» ведется проектная и исследовательская деятельность. Ежегодно ребята реализуют очередной этап поисковой туристско-краеведческой программы «Исчезнувшие села Вяземского района».

С большим интересом юные краеведы знакомятся с историей заселения дальневосточного края. Так они узнали, что в недалеком прошлом на реке Гольда стояло село Грушовка, а на реке Подхоренок — села Тарасовка, Петраковка, Пашино. Открыли для себя историю бывших сел Дмитриевка, Алюнино, Соболеве и др. Ребятам было интересно побывать на месте их бывшего расположения. Ребята узнали, что по рекам Гольда и Подхоренок многие годы в прошлом сплавляли лес, который готовили глубоко в тайге. Занимаясь несложным поиском, ребята получили, практические навыки краеведческой поисковой деятельности. Найденные экспонаты пополнили фонд краеведческого музея г. Вяземского

Наши экспедиции летом 2010 года к местам дислокации воинских соединений времен Второй мировой войны были посвящены 65 — летию Победы во Второй мировой войне. Это районы приграничья у сел Шереметьево и Видное Вяземского муниципального района, где в августе 1945 года самоотверженно действовал личный состав 5-го стрелкового корпуса, который при поддержке кораблей 3-й бригады Краснознаменной Амурской флотилии (командир капитан 2 ранга А. В. Фадеев) успешно форсировал реку Уссури в районе Дуньяна (Дунаньчжэнь) и завязал бой за Жаохэйский укрепленный район. Воины 35-й стрелковой дивизии генерал-майора Г. А. Василевича и 390-й стрелковой дивизии полковника И. А. Теплякова к исходу 10 августа овладели укреплениями Жаохэ и начали развивать наступление до победы. На месте бывших землянок, блиндажей юным краеведам удалось найти, а затем кропотливо изучить несколько предметов той поры.

За 2010-2011 учебный год воспитанники клуба побывали с походами на реке Матай района имени Лазо, с. Шереметьево, охотбазе «Соболево». Провели различные соревнования, одно из них — соревнование по туристскому многоборью 25 мая этого года было посвящено памяти бывшего воспитанника клуба Юрия Кана.

Туристы турклуба стали организаторами и составили основной состав судейской бригады районного слета юных туристов-краеведов, который прошел 26-27 мая 2011 года в районе с. Отрадное на реке 1-я Седьмая. В слете приняло участие более 100 человек.

Равнодушных и временных ребят в турклубе нет. Активно участвуют в жизни клуба Иван Лис, Артем Тикарь, Влад Артамонов, Владимир Захаров, Михаил Смотраков, Максим Васильев, Максим Архипов, Влад Балаш, Саша Седых, Иван Смагин, Данил Ермаков и многие-многие другие.

Впереди летние походы, экспедиции, участие в соревнованиях, и очень важно, чтобы каждый юный турист-краевед воспитал в себе привычку терпеливо, упорно, дисциплинированно находить способы решения творческой задачи, а также стремиться преодолевать трудности на этом пути. И успех придет…

А вместе с успехом придет понятие того, что во все времена тот, кто был воспитан патриотом, с честью выходил из любых испытаний Родины, сохранял свое человеческое достоинство. Человек — патриот никогда, ни при каких обстоятельствах «не ломался и не гнулся», внутри него был нравственный стержень, та основа, что является смыслом его жизни, — любовь к дому, семье, городу, Родине.

В. Васильев,

педагог, руководитель клуба

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *