Черная дата в лучезарном апреле

onofrey.jpg

Все цивилизованное человечество 26 апреля вспоминает о событиях на Чернобыльской АЭС, о тех, кто, не жалея жизни и здоровья, встал на борьбу с радиационной стихией.

День чернобыльской трагедии 1986 год… Загрязнение распространилось на значительные участки северо-западной территории Советского Союза. Эта дата стала особой не только для граждан Украины, Беларуси, России, но и для всего мира.

Историческая справка:

— Чернобыльская атомная электростанция (Украина), 26 апреля 1986 года, — плановое выключение реактора, длившееся 20 секунд, казалось обычной проверкой электрооборудования. Однако, спустя несколько секунд, в результате резкого скачка напряжения произошел химический взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов. Взрыв был настолько мощным, что загрязнение распространилось на значительные участки территории Советского Союза, которые в настоящее время входят в состав Беларуси, Украины и России, всего около 155 тысяч квадратных километров. По официальным сообщениям, сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Согласно официальным данным, радиоактивному облучению подверглись почти 8 с половиной миллионов жителей Беларуси, Украины и России. Сельскохозяйственные угодья площадью почти 52 тысячи кв.км подверглись загрязнению цезием-137 и стронцием-90 с периодом полураспада в 30 и 28 лет, соответственно. Более 400 тысяч человек были переселены, однако, миллионы по-прежнему живут в условиях, когда сохраняющееся остаточное воздействие создает целый ряд опасных последствий для их жизни и здоровья.

Среди тех, кому в жизни довелось столкнуться со страшной катастрофой лицом к лицу, был и житель нашего города Евгений Алексеевич Онофрей. Родился он в 1962 году в Одесской области, в городе Рени, молдаванин по национальности. В 1985-1987 годах он учился в школе милиции в городе Могилёве. Курсанты школы милиции о взрыве на атомной электростанции узнали только через пару дней, когда в новостях по радио в одной из иностранных радиостанций осветили эту тему, о которой в советских средствах массовой информации практически не говорили.
«Нас, курсантов школы милиции, привезли в радиационную зону в сентябре 1986 года. Мы сменили тех, кто ранее там нёс службу. До ноября мы занимались охраной различных объектов, складов, магазинов, жилых зданий и т. д., затем нас сменили на этом посту. Несмотря на принятые меры по охране, в зоне отселения процветало мародёрство. По городу Припяти и окружающим сёлам бродили брошенные домашние животные, которые сбивались в стаи. Одичавшие собаки с лаем бросались на людей. Помню даже стаи домашних гусей, которые тоже вели себя агрессивно. Страшно было видеть опустевшие дома и кварталы. Но ещё страшнее было видеть людей — одиноких стариков лет за 80, в основном, которым просто некуда было уехать. Они голодали, питались тем, что выросло на земле, заражённой смертельной радиацией, у них не было электричества… Мы, курсанты, делились с этими местными жителями продуктами.
Что касается нашей личной безопасности, об этом за нас мало беспокоились. Помню, что защищены мы были только респираторами, противорадиационных комбинезонов не было, ходили в обычной милицейской форме. Мне было 25 лет. Моим однокурсникам — от 21 до 25. Последствия этой командировки в зону Чернобыля для моего здоровья начали проявляться уже в более позднем возрасте, у меня подорван иммунитет, есть ряд заболеваний. А вот моим друзьям так не повезло, многие заболели уже через год-два и рано ушли из жизни. Евгений Алексеевич имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, памятный знак — участник ликвидации последствий аварии на ЧС и два памятных знака, приуроченных к 25-летию со дня трагедии.
После окончания школы милиции в 1987 году Е.А. Онофрей приехал на станцию Вяземская, служил в транспортной милиции, ушёл на пенсию в звании капитана милиции. Сейчас он один, проживает в квартире, которая была в здании бывшей транспортной милиции по улице Железнодорожной. Само здание — прошлого века, 1905 года постройки. Квартира участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы — в социальном найме, и уже много лет не знает никакого капитального ремонта. Все его просьбы о помощи с этим вопросом разбиваются о глухую стену равнодушия работников городской администрации и ЖКХ. Ветеран пытается самостоятельно чинить ветхий дом, но дело двигается с большим трудом.
От государства за свой смертельный подвиг ликвидаторы получили минимальный набор льгот. Евгений Алексеевич говорит, что 50-процентную оплату за коммунальные услуги не так давно заменили монетизацией льгот. Четыре раза за всю жизнь он воспользовался путёвками в санаторий…
Всего в районе проживают, по данным заместителя директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району» Е.А. Тетёркиной, трое льготников, кто получают льготы вследствие аварии на Чернобыльской станции и ещё один льготник, подвергшийся радиации на семипалатинском полигоне. «Е.А. Онофрей, — пояснила Елена Алексеевна, — в основном получает льготы по линии МВД, — и, как участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, — единовременную помощь в размере 500 рублей раз в год. Ещё один житель нашего города — также участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции пользуется всеми льготами, а именно, — раз в год — единовременной помощью 500 рублей, на оздоровление — ежемесячно 200 рублей, дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно 500 рублей на продукты питания, оплатой путёвок на санаторно-курортное лечение. Женщина, которая добровольно эвакуирована из зоны отчуждения ЧАЭС — получает на оздоровление выплату в 200 рублей ежемесячно.»
14 апреля, во время прямой линии с президентом РФ В.В. Путиным, среди вопросов, на которые он не ответил, промелькнуло СМС-сообщение: «Кто в России занимается участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС? Никому до нас нет дела». Действительно, сжимается сердце, когда видишь мизерные суммы, полагающиеся ликвидаторам последствий радиационной катастрофы. Возможно, государство и обратит внимание на льготников этой категории. Вот только когда это будет?

Ирина Кобзева

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *