«Птица счастья» сегодняшнего дня

Коллекция женских платьев, блуз, мужских рубах в русском народном стиле из творческой мастерской «Птица счастья» востребована на краевых ярмарках и фестивалях. В центре мастерицы Анна Гуцан (справа) и её сестра Ольга Мельниченко (слева)

Жительница села Шереметьево Анна Гуцан стала автором проекта творческой мастерской, цель которой – возрождение русской народной одежды. Недавно она получила материальную поддержку своей идеи через центр занятости населения.

— Анна, я давно уже видела, что вы носите платья, которые, как будто сошли со страницы книги по истории русского костюма, и в то же время они выглядят современно. Но одно дело, шить для себя, а другое — работать для людей. Как родилась ваша мастерская «Птица счастья»?
— Начиналось всё в далеком детстве, в Хабаровске, когда соседка тётя Маша научила меня вязать крючком салфетки. Я рада, что это умение не потеряла за долгие годы. Когда-то, ещё лет 15 назад, я была в Хабаровске на ярмарке «Русь православная». Туда со всей России съехались люди, сохранившие навыки русской народной культуры, в том числе, прикладного творчества. И там я увидела выставку-продажу женских платьев. От одного вида у меня в душе всё перевернулось, и я подумала, что вот они – платья моей мечты. Я купила сразу два, хотя они и стоили по тем временам недёшево. Когда надела, почувствовала, что такое платье меняет ощущение себя самой и восприятие окружающего мира.
— А почему так много времени прошло между созданием платья для себя и желанием творить для других?
— Для того, чтобы начать делиться своим опытом, умением с людьми, нужно этот опыт получить, и у меня путь к нему был долгим. Всё это время я продолжала по крупицам собирать, совершенствовать навыки народного творчества. Я ведь когда стала носить те платья, увидела, что они подчеркивают женственность, скрывают недостатки фигуры, придают уверенности в себе, зажигают твой внутренний свет. С годами платья истёрлись, но я распорола одно, сделала с него лекала и уже сама сшила себе новое.
Но этого, видимо, было мало для рождения идеи. Судьба послала меня ещё на одну выставку в Хабаровске, она называлась «Город мастеров». И мы с моей маленькой дочкой Соней увидели там самодельных кукол-оберегов. Это было так ново, купила куклу тогда, чтобы с дочкой попробовать сделать такие же. Те первые куколки были смешными, неуклюжими. Захотелось учиться, стала искать в интернете, книгу купила по истории русского костюма, где все эти костюмы на куклах показаны.
Стала изучать это мастерство. Немало времени понадобилось, постепенно почувствовала неразрывную связь между моими платьями в русском стиле, куклами-оберегами и в целом нашей национальной одеждой. Поняла, что мне хочется делиться своим умением с другими, сохранять таким образом русскую народную культуру.
— А что всё-таки вас подтолкнуло к этому делу, когда появилось решение. Это была случайность?
— В жизни ничего неслучайно, просто всему – своё время. Человеку нужно уметь слышать пространство, обращать внимание на мнение, на советы других людей. Я долго работала в Доме культуры в нашем селе, тогда уже стала проводить мастер-классы, учила желающих делать куклы, прясть пояса на ткацком станке. Тогда мы начали приглашать туристов и, конечно, делились с ними наработками, атмосферу русской деревни создавали. А на прошедшую Масленицу туристы в сельскую школу приезжали, мы с семьёй, с друзьями подготовили выставку, где и платья, и куклы были, и мы все оделись в народном стиле.
Там я услышала от туристов-хабаровчан: «Вам нужно создать сообщество, организовать шитьё такой одежды не только для себя. Работайте для людей, ведь хранителей такого искусства немного и вы просто должны делиться своим мастерством». Большое спасибо этим людям! Ведь благодаря им у меня родилась идея проекта. Когда пришла в вяземский центр занятости населения, у меня уже было чёткое понимание того, как я буду писать бизнес-план. В итоге я смогла его защитить. Государство помогло мне воплотить в жизнь мою идею, как самозанятая я получила грант в размере 144 тысячи рублей.
— Во что были вложены эти деньги?
— Конечно, в натуральные ткани, манекен – всё это уже пришло. Промышленная швейная машинка ещё в пути, но у меня ведь есть своё оборудование в домашней мастерской. Очень важно то, что мне помогает вся семья. Мой муж – Григорий Петрович Гуцан помогает мне всегда, он ведь мастер на все руки. Дети заполняют посты в Телеграме, фото делают. С моей сестрой Ольгой Мельниченко мы вместе шьём платья, рубахи, сейчас у нас планы по изготовлению мужских косовороток. Вообще, дружная семья – это высший дар от Бога, сообща можно выполнить любую задачу.
— Занимаясь изготовлением русской народной одежды, вы чувствуете связь времён?
— Не только я эту связь чувствую, сейчас есть большой запрос от общества на возрождение русских традиций, образа жизни. С нашей коллекцией нас приглашают на фестивали, на ярмарки. В тканях сейчас в тренде лён и крапива, у которой много разновидностей. Мы работаем с установкой на обережную одежду, ведь именно в этом заключается вся история русского народного костюма, сверхзадачей которого было уберечь мужчин и женщин от негативной энергии.
Вообще, у меня есть мечта, чтобы все женщины района были одеты в русские народные платья, чтобы светло было от их ярко-желтого цвета, тепло — от красного, радостно — от синего. Женщина в таком платье становится яркой, светлой, несущей добро. Родные корни всегда являются той самой путеводной звездой, которая помогает человеку правильно жить и не сбиться со своего пути.

Ирина Карапузова 
Фото предоставлено творческой мастерской «Птица счастья»

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *