Российский флот – Родины оплот

Выгрузка боевой техники морской пехоты с десантного корабля. Фото из архива И.В. Бережного

Накануне Дня военно-морского флота, который отмечается в России 30 июля, мы с группой бывших военных моряков, посвятивших себя служению в органах внутренних дел, вспомнили их интересные рассказы о военной службе, морских походах и даже боевых действиях вдали от родных берегов.

С гордостью надеваю бескозырку

Рассказывает главный старшина Краснознамённого Тихоокеанского флота Пётр Васильевич Орехов:

— В 1978 году я был призван на действительную военную службу в ВМФ. Меня направили в учебное подразделение, там изучал устройство торпедных аппаратов. Через шесть месяцев я с отличием окончил учебное подразделение, получил классную квалификацию, и мне было присвоено воинское звание старшина второй статьи. Командованием я был оставлен в учебном подразделении и занимался подготовкой специалистов для кораблей. Я готовил торпедистов для кораблей флота два года и шесть месяцев. За отличие в службе трижды поощрялся командованием, мне предоставлялся краткосрочный отпуск с выездом домой.

Окончил службу в звании главного старшины. За образцовую службу вручён знак «Отличник ВМФ».

И вот на пороге родного дома я появился в коротком дембельском бушлате и бескозырке.

Я не был в дальних походах на кораблях, в автономных плаваниях на подводной лодке и не пересекал экватор, но, несмотря на это, очень горжусь тем, что три года честно прослужил в Военно-морском флоте. Бескозырку я сохранил и с гордостью надеваю в День военно-морского флота.

На эфиопской стороне

Рассказывает бывший морской пехотинец Игорь Владимирович Бережной:

— В 1990 году я был призван на службу в вооруженные силы Советского Союза и направлен в дивизию морской пехоты Краснознамённого Тихоокеанского флота, которая дислоцировалась в районе города Владивосток. Летом 1990 года наш батальон в условиях секретности на самолетах морской авиации был переброшен в г. Балтийск Калининградской области. Там нас уже ждал БДК (большой десантный корабль) с экипажем.

Осенью 1990 года наш корабль отправился в дальний поход для выполнения боевых задач к острову Нокра (архепилаг Дахлак в Красном море) у берегов Эфиопии. На острове располагалась советская военно-морская база, основной задачей которой являлось обеспечение подводных лодок и надводных кораблей, действующих в зоне Индийского океана.

Переход был долгим: через Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэтский канал в Красное море.

В конце 80-х годов военно-политическая обстановка вокруг острова резко ухудшилась, произошедший мятеж и гражданская война незамедлительно отразились на положении советских военных, находящихся на острове Нокра. Появилась угроза его захвата сепаратистами. Необходимо было принимать дополнительные меры по его защите. Сепаратисты стали обстреливать позиции наших военных, обслуживающих базу и эфиопские части прикрытия базы на острове. Эфиопские военные несли большие потери, было много раненых. Для усиления наземной обороны с прибывшего после длительного перехода БДК был высажен наш десантно-штурмовой батальон. Обстановка продолжала ухудшаться. Через некоторое время, сепаратисты начали обстрел острова дальнобойной артиллерией, захваченной у эфиопских военных. Командованием базы было принято решение о строительстве дополнительных бомбоубежищ запасного командного пункта и установке бетонных дотов, привезённых кораблями из Союза. Укреплялись огневые позиции круговой обороны.

Грунт острова представлял собой коралловые рифы, которые не поддавались лопатам и другому инструменту — его приходилось взрывать. Участились попытки высадки десанта, но по нему открывали заградительный огонь. Ночью соблюдались строжайшие меры светомаскировки, поскольку даже на небольшой случайный свет сепаратистами сразу же открывался огонь из всех видов оружия.

Несмотря на всё это, мне на ПТС, механиком-водителем которого я являлся, приходилось перевозить с острова на материк санитарную машину с военными медиками для оказания медицинской помощи эфиопам, так как на берегу началась эпидемия среди местного населения.

В феврале 1991 года в Москве было принято решение о передаче базы и имущества эфиопской стороне, наши части покинули остров.

По возвращении в часть, мне была объявлена благодарность за образцовое выполнение боевых задач в дальнем походе. Только в 2009 году в Государственной Думе был принят закон о признании военнослужащих, которые принимали участие в конфликтах в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, участниками боевых действий.

«За дальний поход»

Воспоминания бывшего матроса крейсера «Варяг» Дмитрия Алексеевича Веретенникова:

— В ноябре 2009 года я был призван на службу в Военно-морской флот. После окончания учебного подразделения мне посчастливилось попасть для прохождения дальнейшей службы на флагман тихоокеанского флота гвардейский ракетный крейсер «Варяг», названный так в честь легендарного российского бронепалубного крейсера, который в 1904 году, после неравного сражения с японской эскадрой, на рейде корейского порта Чимульпо был затоплен командой. Современный «Варяг» поразил меня своими размерами и мощью. Он был вооружен многоцелевым ударным ракетным комплексом, реактивными бомбомётными установками, торпедными аппаратами и несколькими артиллерийскими установками различного калибра.

Я был зачислен в группу управления ракетно-зенитного дивизиона. Так я стал комендором, началась моя боевая учёба. В дальний поход к берегам Америки крейсер отправился 4 июня 2010 года в сопровождении кораблей обеспечения. На борту, кроме экипажа, находились лётчики палубного вертолёта, рота почётного караула и духовой оркестр Тихоокеанского флота.

20 июня крейсер «Варяг» прибыл в Сан-Франциско с неофициальным дружественным визитом. Матросам разрешили увольнение, сойти на берег на 5 часов. Весь экипаж готовился к встрече президента России Дмитрия Медведева. Была постелена красная дорожка, экипаж был построен на шкафуте, играл духовой оркестр. Прибывший на корабль президент, выслушав доклад адмирала Касатонова, поздравил экипаж с успешным выполнением за-дач и осмотрел боевые части

корабля. После выполнения намеченной программы визита корабль вернулся на Родину в город Владивосток.

В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер посетил порт Инчхон (республика Корея). На экипаж была возложена почётная миссия, доставить гюйс — носовой флаг — легендарного крейсера «Варяг» во Владивосток. Военные моряки приняли участие в церемонии передачи на временное хранение Российской Федерации гюйса бронепалубного крейсера «Варяг», который хранился в музее Инчхона. Во Владивостоке гюйс также встречали, соблюдая все воинские ритуалы, его спустили на берег под раскатистые «Ура» через живой коридор, в который выстроились военные моряки, бесценную реликвию пронесли вдоль парадного строя. По возвращении в город Владивосток весь экипаж, в том числе и я, был награждён знаком «За дальний поход».

«Адмирал Пантелеев» у Индонезийских берегов

Рассказывает матрос в запасе Евгений Геннадьевич Чернега:

— 1 июля 2010 года я был призван на военную службу и направлен в учебное подразделение. После его окончания был переброшен для прохождения дальнейшей службы на большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Пантелеев».

На корабле проходили службу около 400 человек. Во время походов для выполнения боевых задач нам придавалась рота морских пехотинцев. Мы выполняли задачу по охране территориальных вод от судов-нарушителей и Сомалийских пиратов, которые промышляли в этом районе.

После армии поступил на службу в органы внутренних дел. Сегодня я работаю участковым уполномоченным полиции, мне нравиться оберегать покой жителей п. Дормидонтовки.

 

Александр Афанасьев

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *