Как казаки невесту воровали

Свадебные рушники хранятся в музее села Шереметьево/фото Раисы Михалёвой

Наступивший 2024 год Президентом России Владимиром Путиным объявлен Годом семьи. Мы продолжаем цикл публикаций на эту важную тему. О сохранении традиционных семейных ценностей будут писать и наши нештатные авторы. Сегодня о традициях сватовства и свадеб Уссурийских казаков рассказывает Денис Денисов, потомок казаков из села Кукелево.

Мне много приходится работать с архивными фондами по изучению истории казачества. Среди переселенцев на территорию современного Хабаровского края и Приморья было много казаков из Забайкалья. Иногда попадаются документы, рассказывающие о казачьих традициях сватовства и проведения свадеб. Любопытный материал на эту тему нашла энтузиаст поисковой работы Елена Филатова. Это заявление в войсковое правление, хранящееся в Российском государственном военно-историческом архиве. В нём приезжая учительница Ю. Кузнецова в станице Медведицкой в Приморье описывает местный свадебный обычай по выкупу невесты. Она написала, что выкуп невесты имел вид затяжного мероприятия. Когда он заканчивался и молодые ехали венчаться в церковь, то по возвращении всех гостей ждал ещё один раунд.

Перед самым носом гостей закрывались ворота, и требовался выкуп — водкой или деньгами. Только после того как гости удовлетворяли все требования, их впускали во двор, и свадьба продолжалась. Следующий день празднования также имел свои особенности. В доме невесты у ворот закладывали стог сена, гостей также не пускали, требуя очередной выкуп и выполнение условия. Сено поджигали, и желающие попасть на праздник гости, заплатившие выкуп, должны были перепрыгивать через огонь, чтобы попасть в избу. Этот обычай назывался «осветить молодую».

Большинство гостей исполняло обычай, а те, кому совсем невмоготу прыгать через горящий стог сена, перелезали через забор. По обычаю, который касался абсолютно всех, свадьба праздновалась исключительно в доме невесты. Если жених из другого села, то добро пожаловать на сватовство, венчание и празднование в родное село молодой. Но были и возрастные особенности. Например, если невесте или жениху не было 16 лет, то венчали молодых только с согласия родителей, если были моложе даже на пару месяцев, то родители писали прошение в епархию с просьбой разрешить венчание. С таким же прошением родители обращались в церковь, если фамилии одинаковые, расписывая свои генеалогические древа, доказывающие либо не близкое родство (на уровне двоюродных сестер и братьев брак был возможен с разрешения, после достаточной мотивации), либо доказывающие, что общие предки во глубине лет теряются.

Про Анисию и Георгия

Разумеется, нередки были случаи похищения невест. Расскажу об этом на конкретном примере одной из моих прапрабабушек. В числе первопоселенцев в селе Невельское на берегу Уссури была большая семья Горбуновых, весьма состоятельная по тогдашним меркам. И была в той семье завидная невеста по имени Анисия, дочь Анисима Горбунова. Девушка очень красивая, высокая, с великолепным голосом, поражавшая своим пением. При этом не из робкого десятка девица. Помимо полного комплекта навыков домохозяйства в молодые годы свои могла с лёгкостью зарезать кабана, взобравшись на него верхом. Слухи о ней ходили среди казаков, и очередь достойных претендентов ждали, когда Анисии исполнится шестнадцать лет, чтобы послать сватов.

В селе Кукелево в то время жил Георгий Андреевич Кибирев, из бедной семьи. Шансов на благословение от родителей невесты у него не было. Но взаимное чувство молодых победило преграды. Когда настало 5 февраля 1894 года, Анисии исполнилось 16 лет. Дабы опередить сватов от других семей, не получив благословение своих родителей, Георгий похитил Анисию из родительского дома с помощью своих друзей из станицы Козловской (сейчас это село Козловка в Бикинском районе). История сохранила нам их имена. Это Василий Деревцов, Георгий Лопатин и Авраам Филиппов.

А урядник из посёлка Лончаково Павел Литвинцев не только помог в организации этого предприятия, но и выступил свидетелем жениха на венчании. Сбежавшие не могли заявиться в родное село жениха. Поэтому, согласно намеченному плану, выдвинулись на станицу Козловскую, куда путь занял не один день. После всех приготовлений 14 февраля 1894 года Георгий и Анисия обвенчались в церкви этой станицы. Затем приехали жить в Кукелево уже как законные муж и жена. Дальнейшая судьба молодожёнов была насыщена событиями, но это совсем другая долгая история. Про детали свадьбы Кибиревых есть информация в фондах государственного архива Хабаровского края. И, конечно, сохраняются семейные предания.

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *