Ребёнок – целая вселенная

Нину Константиновну любили и уважали все её ученики

В этом уверена учитель физики и математики Нина Константиновна Катова, которая 47 лет посвятила преподаванию. В Год педагога и наставника она поделилась своей историей педагогического пути.

— Всё началось со школьной скамьи. Сперва я ходила в начальную школу, которая находилась на месте современного горгаза, потом перешла в восьмилетнюю школу по улице Школьной. Попала я к чудесному классному руководителю – Руфине Васильевне Смирновой, историю вела Софья Васильевна Мельникова, физику — Елена Владимировна Доценко. Я была поражена их доверительным отношением к детям. Когда мы окончили 8 классов, то всем составом перешли в первую школу в старшие классы. И там встретили нас прекрасные учителя: Григорий Феофанович Шевченко, Маина Васильевна Ивандеева, Светлана Ивановна Ласкина, Людмила Георгиевна Зиброва, Василий Иванович Панов (заведующий школой того времени), — рассказывает Нина Константиновна.

— С нашего выпуска многие пошли осваивать профессию педагога. Я выбрала физику, потому что, глядя на своего учителя Аллу Петровну Бритову, всей душой полюбила этот предмет. Наш выпуск был сильным. Григорий Феофанович как-то однажды подметил: «Больше таких детей не будет».

Хороший учитель – хороший пример

После школы Нина Константиновна поступила в педагогический институт. В группе было много возрастных студентов – семейных людей, парней, что прошли военную службу. Да и при поступлении в институт в те годы уделяли особое внимание наличию трудового стажа. Таково было положение в стране. К примеру, будущие медики для начала подрабатывали санитарами в больницах. Нина Константиновна работала лаборантом на забайкальской ионосферной станции. Сейчас об этом учреждении мало что известно, в те годы там работали ионосверщики и магнитологи.

Обучали в институте добротно. Педагог вспоминает, что диплом студентам выдавали после того, как они показывали методисту все разработки уроков с шестого по десятый класс и решённые задания. Только с полной уверенностью в знаниях их отпускали работать в школы.

— Сейчас молодым ребятам таких знаний не дают, поэтому им сложно ориентироваться на первых порах работы в школе. Лёгкости в работе добавляла и единая образовательная программа на весь Советский Союз. Когда окончила институт, я получила распределение в пятую школу. Пришла в районо и встретила там Тамару Николаевну Фещук. Она сказала: «Пусть идёт туда, где училась!». И направила меня в первую школу. Мы, молодые специалисты, пришли работать рука об руку с теми учителям, кто нас выпускал. Да, за проступки и промахи попадало нам, но никто никогда не повышал голос. После открытых уроков опытные наставники помогали разобрать урок, по полочкам всё раскладывали, ещё и подсказывали, как улучшить, — рассказывает наша героиня.

Педагог вспоминает, что их, молодых специалистов, буквально окружили заботой: «Подходила к Олимпиаде Фёдоровне Барановой, спрашивала: «Можно на математике посидеть?», а она отвечала: «Да, пожалуйста». Любила заглядывать на уроки и к Галине Ефимовне Серотюк, она преподавала русский язык. Делились своими находками и другие учителя. А эти жаркие обсуждения в учительских на переменах… Заходит Ирина Ивановна Одородько и говорит: «Я такое прочитала в нашем методическом журнале!». Сидели, разбирали все вместе. Если давали районные открытые уроки, то готовили их всей школой. Ни один учитель не отказывал. Нам повезло работать в таком окружении».

Педагогический коллектив первой школы всегда славился. Нина Константиновна с добротой отзывается об Элеоноре Михайловне Борисовой, Тамаре Николаевне Фещук, даже молодой Максим Владимирович Лопатин запомнился ей на долгие годы: «С амбициями, но за учителей горой стоял!»

Так Нина Константиновна и отработала 47 лет в родных стенах первой школы. Лишь дважды отлучалась ненадолго — в третью школу, когда там не было физика, и в пятую школу по просьбе районо, проработала там три года завучем. Когда время приблизилось к пенсии, Нина Константиновна принялась за подготовку достойной смены. Нашла молодого учителя Павла Павловича Фёдорова. Год проработала вместе с ним и ушла со спокойной душой на заслуженный отдых.

На педагогической волне

— Мне невероятно повезло с учениками и их родителями. С пятого по одиннадцатый я довела три класса, остальных ребят подхватывала на полпути. Но все они остались в моём сердце. И я в их сердцах… Звонят, не забывают. Если в Вяземский приезжают, то обязательно заходят ко мне в гости, — рассказывает Нина Константиновна.

На полке у педагога бережно хранятся фотоальбом ручной работы от выпускников 1998 года, необычный бумажный букет, где на каждом цветке — фото ученика. А ещё на обычном тетрадном листочке детским почерком написано стихотворение о своём любимом педагоге – Нине Константиновне Катовой.

«…Спасибо за ваше сердце большое,

Вместившее столько тёплой любви!

Спасибо, что вы, не скупясь, всей душою

Людьми быть по жизни нам помогли…»

Эту оду написала на уроке литературы восьмиклассница Наташа Шевченко. Для многих Нина Константиновна была классной мамой, строгой, но справедливой. Ученики не просто любили её, они её безмерно уважали, всегда приходили на помощь.

Секрет учителя прост: «Надо любить и знать свой предмет. А если чего-то не знаешь, не стесняться, говорить, что почитаю, посмотрю и обязательно разберусь, а иногда и вовсе спрашивать у детей. Технологии сейчас активно развиваются, школьники порой более осведомлённые, чем мы. Нужно прислушиваться к ребятам, быть на одной волне. Физику трудно изучать, это непростой предмет. Но на Дальнем Востоке инженерные специальности очень востребованы. Промышленный центр, конечно – это Комсомольск. Там требуются авиаторы, кораблестроители. В Хабаровске сегодня восстанавливают Энергомаш. Ещё востребованы программисты. А какой программист хорош без знания физики?»

Многие выпускники Нины Константиновны связали свою жизнь со сферой образования. Таня Жога окончила и преподаёт в железнодорожном техникуме, Женя Снегур стала преподавателем английского, немецкого и испанского языков, Аня Саликова — педагог-воспитатель в техникуме, преподаватель истории. Алевтина Королёва тоже её ученица, она окончила педагогический институт и сегодня трудится по профессии в школе №2. Галя Дуда в педагогический пошла, окончила, но свою жизнь связала с армией. Юля Гореева тоже окончила пединститут, факультет иностранных языков, работает в Сеуле в Южной Корее. Таня Компонеец — с японцами, Женя Никонова — с канадцами. Но чаще всего её выпускники шли в технические вузы. Гордится учитель тем, что все её воспитанники получили профессиональное образование.

— В мире учителя ребёнок — вселенная. Многогранная, самодостаточная, интересная личность. Если следовать этой истине, то вы получите самых преданных, умных, талантливых учеников, — завершился наш разговор с Ниной Константиновной.

Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *