Завтра будет солнечным

viktor180254.jpg

С гостем редакции Виктором Шерстняковым, руководителем Дома культуры села Дормидонтовки, наш разговор о культуре и духовности, а ещё о казачестве, которое вошло в его профессиональную и личную жизнь.

— Виктор, расскажите, как вы пришли в профессию?

— В культуре я оказался благодаря своему деду Константину Фёдоровичу Якомаскину. Он привёл меня в творчество в семь лет. Тогда я впервые взял в руки балалайку. Признаться, было как-то неловко перед своими сверстниками, а он настойчиво заставлял играть. В восемь-девять лет я уже начал гастролировать по Хабаровскому краю вместе с народным хоровым коллективом «Лотос», которым руководил Константин Фёдорович. Большое влияние на моё творческое развитие оказала и бабушка Татьяна Ивановна Якомаскина, она была солисткой в коллективе.

Первое моё масштабное выступление состоялось в телепередаче краевого телевидения «Песенка за песенкой». Эту программу в 1992 году записывали на вяземской сцене. Тогда мне подарили большой футбольный мяч, чему я был несказанно рад. Мячи у нас, мальчишек, долго не задерживались, мы их разрывали в лоскуты, потому что не сидели дома, всё время проводили на улице, и самое страшное, что можно было услышать: «Иди домой!» Но при этом хватало времени и на музыку, и на хорошие оценки.

Потом была срочная служба на Камчатке в военно-морском флоте на подводной лодке. Из армии вернулся со множеством идей, в которые творчество не входило. Женился на очаровательной землячке Диане. Отработал пять лет в милиции по контракту, после чего переехали с женой в Хабаровск.

В 2013 году у нас родился сын Павел, и мы решили вернуться в село Дормидонтовку к родителям. Моей маме Юлии Александровне и замечательной тёще Светлане Николаевне большое спасибо за поддержку в этот период.

Через месяц мне позвонил глава Дормидонтовки Николай Николаевич Гребцов и, по совету местных жителей, предложил пойти директором в сельский Дом культуры. Так как мне важно мнение близких, посоветовался с родственниками и согласился.

— За годы работы директором Дома культуры что, по-вашему, удалось? Самые главные победы, достижения?

— К тому времени, как я стал директором ДК, старый клуб сгорел. Нам выделили квартиру под учреждение культуры, где мы ютились на 12 квадратных метрах. Татьяна Викторовна Шабашная, на тот момент начальник отдела культуры администрации района, хорошо меня поддержала.

Тогда я с головой погрузился в работу, она действительно захватила. Первые наши шаги были порой нелепые, даже смешные. Нас критиковали, давали советы, к которым прислушивались. Но уже в последующие годы, когда мы выходили на конкурсы, стали занимать призовые места. Радует, что учреждение культуры в селе теперь имеет большие просторные площади в построенном административно-культурном центре. Моя супруга Диана работает художественным руководителем, она специалист ответственный. Это мой тыл, которому я доверяю.

В 2018 году наш Дом культуры занял второе место в краевом конкурсе, как «Лучшее учреждение культуры Хабаровского края». Есть множество Дипломов и Почётных грамот за достижения наших коллективов.

Сейчас же главным для себя лично считаю приобщение к народному, казачьему творчеству, продвижение казачьей культуры, пропаганду казачества на Дальнем Востоке.

— Почему для вас так важна тема казачества?

— Я убеждён, что случайности в нашей жизни всегда неслучайны. Два года назад меня стал привлекать в свой народный казачий хор «С песней жить» Константин Якомаскин. Я всячески этому противился, современный человек, с современными взглядами, а здесь народное искусство, которое не в тренде, так думал на тот момент. Постепенно стал втягиваться, мне понравилось. Освоил гармошку, начал писать собственные казачьи песни. Главное, я понял, что это творчество интересно зрителю.

Так вот, в моём кабинете была концертная казачья форма. К нам приехали специалисты обслуживать пожарную сигнализацию. И один из них поинтересовался, какое отношение я имею к казачеству. Оказалось, что это атаман Хабаровского округа Игорь Сергеевич Колосов, который знаком с моим дедом и его хором. И раз такое дело, пригласил официально вступить в казачество, что я и сделал в сентябре прошлого года в хуторе Могилёвском, к которому теперь и отношусь.

— Ваше посвящение в казаки проходило согласно традициям?

— Конечно. Учил историю казачества и Устав общества. Присутствовал на Кругах и собраниях. Неоднократно с сыном и женой выезжали с казаками на природу, где проходили казачьи состязания. Через полгода меня пригласили на казачий Круг в село Могилёвку. С благословения батюшки вставали старшины, держали слово, давали напутствия. И в конце самый старший из казаков нагайкой к спине трижды приложился, да так, что хотелось прокашляться. Таким было посвящение.

— В историческом коде казачества заложена крепкая вера в Бога.

— Казачество и православие всегда были неразделимы. Весь Устав казачий основан на Евангелии. К вере я пришёл ещё в школьные годы. Уже тогда знал, если искренне попросить помощи, то обязательно кто-то свыше поможет волшебным образом выйти из трудной ситуации. В последнее время я стал глубоко верующим. Удивительное ощущение, когда бегут мурашки от хора певчих в храме, от колокольного звона. Часто по воскресеньям выезжаем на службу в храм посёлка Переяславки с сыном Павлом, с нашей девочкой Марией, которую мы взяли под опеку, и с моей крестницей Валерией.

— Мария и Валерия, наверное, тоже неслучайно вошли в вашу жизнь?

— Мария Троценко с нами уже четыре года. Я подумал так, раз мы с супругой построили дом, то, наверное, обязаны дать кому — то частицу тепла под своей крышей. Маша не любит быть на людях, но она молодец. С удовольствием занимается кулинарией, печёт пирожки, уже торты делает.

Про крестницу Валерию Лакиза я обязан рассказать отдельно. Её родители меня попросили быть крестным три года назад. Но ещё раньше — пять лет назад она пришла заниматься в коллектив Дома культуры. Я сразу понял, что это уникальный ребёнок, талант которого обязан развивать. И она уже превзошла меня — своего учителя. Где бы ни участвовала — занимает только призовые места. Три года подряд у неё первые места в Хабаровске на вокальном конкурсе «Хрустальная нотка». Сейчас с Валерией работает преподаватель Вяземской школы искусств Светлана Сергеевна Кузнецова, к ней на занятия ученица приезжает каждую неделю. Валерия тоже казачка. Если отец или крестный — казак, то и его дети автоматически становятся казаками. Она полностью поддерживает развитие народного творчества, народной музыки.

— Тема народности для вас стала такой важной?

— Сейчас мы нацелено занимаемся казачьим народным творчеством. Мы отошли от современности и заняли именно эту нишу. Многие говорят, зачем тебе это надо, у тебя хорошо получается выступать с современным репертуаром. Но наша дорога привела нас к этому. Мы много экспериментировали. Но всё складывалось так, чтобы в итоге пришли именно к народности.

Я перенимаю все труды Константина Фёдоровича Якомаскина, все его наработки. Пишу песни. На днях свою новую песню отправил на онлайн-фестиваль Кубанского казачьего хора, посвящённого его 210-летию.

К сожалению, в Вяземском районе казачество распалось, так как нет своего атамана. Но в селе Шереметьево в июне запланирован большой казачий Круг, где будет решаться вопрос об избрании атамана в Вяземском районе.

В моих планах — пропаганда казачества на Дальнем Востоке. Из истории и литературы мы знаем кубанских, донских казаков. Но у дальневосточного казачества своя богатая история, в которой было много важных событий. Я хочу, в том числе и через творчество, об этом рассказывать обществу.

Для меня очень важно сохранять и развивать дальше дедово творение — хор «С песней жить», которому в этом году уже исполняется 28 лет! Хочу, чтобы и моя крестница достигла больших успехов, чтобы её знали и на всероссийских конкурсах.

— Сегодня в гости вы пришли со своими инструментами. Есть такое замечательное выражение: «Старые вещи лучше новых, они обрастают историями». Ваши музыкальные инструменты имеют свою историю?

— Эта гитара от моего отца Константина Константиновича Якомаскина, который, к сожалению, рано ушёл из жизни, его с нами нет семь лет. Это его гитара, на ней он меня научил играть. А гармонь эту мне дед отдал, сказал: «На — играй!». Я ответил: «Не хочу». А он: «Учись!» Это первая гармошка. А сейчас у меня пять гармошек и два баяна.

— Виктор, нам часто приходится слышать от наших земляков о депрессивном состоянии, вам оно знакомо?

— Да бывает, иногда.

— Как с этим бороться?

— Когда я не вижу дальнейшего развития, когда у меня что-то не получается, все валится из рук — помогает молитва, даже своими простыми словами. Но не нужно думать, что после молитвы в ту же секунду: бах, и оркестр сразу зазвучал. Ты просто начинаешь сам с собой общаться. Раскладывать ситуацию по полочкам.

Иногда человеку просто нравится погрустить, побыть в минорном состоянии.

— Когда у вас минорное настроение, вы за инструмент берётесь?

— Обязательно. Я иду в Дом культуры. Иногда в поздний час. Беру гитару или гармонь, но чаще включаю музыку и пою. Меня неоднократно спрашивали, вот ты не пьёшь, не куришь, а как расслабляешься? Я пою, я нашёл себя в этом. Громко, до высоких нот…

— Работники культуры нелегко переживают пандемию. Вы уже вернулись к массовым мероприятиям?

— Когда мы провели концертные программы к 23 февраля и 8 марта, то увидели, что зрителей стало намного меньше. Да и участники самодеятельности нашли замену творчеству, кружкам. Если раньше у меня за день собирались на занятия три — четыре коллектива и даже приезжали заниматься из других сел, то сейчас их число заметно сократилось.

Многие «ушли» в социальные сети, в которых можно посмотреть концерты из любой точки мира, в том чисел из села Дормидотовки, что многие и делают.

— Как вы думаете, люди вернутся в Дома культуры? Или пандемия провела черту, за которой уже нет ничего?

— Нужно искать новые формы, чтобы привлечь людей. Поэтому я так рьяно взялся за возрождение казачьих и русских народных песен и только в живом исполнении. Фонограмму и минусовки мы полностью исключаем. Исполнение песни в инструментальном сопровождении — это как раз то, чем можно зацепить зрителей. Сейчас совместно с коллективом «С песней жить» вместе с дормидонтовскими артистами разрабатываем новую концертную программу. С ней мы поедем по сёлам Вяземского района.

— Что для вас сегодня, и каким вы представляете завтра?

— Дома у меня все хорошо. Есть дети, про Марию я рассказал. Я горжусь сыном, Павел увлечён спортом. В его юношеской карьере уже есть первое место среди участников ГТО по Вяземскому району. Занимается он у Олега Петровича Лескова рукопашным боем. Слава Богу за то, что у меня есть работа, которую люблю, дом, который построил сам. И у меня есть дерево, на нём много творческих «листиков» и «побегов», которые взращиваю. В июне защищаю диплом в институте культуры на факультете социально-культурная деятельность.

И я точно знаю — обязательно наступит завтра, и оно будет солнечным.

Записала Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *