Алексей Чёрный: "Остаюсь дальневосточником"

hernii.jpg

В Хабаровском крае торжественно отмечают столетие со дня рождения Алексея Клементьевича Чёрного.

Алексей Чёрный родился 23 февраля 1921 года. В период с 1962 по 1970 годы возглавлял Хабаровский крайисполком, а с 1970 по 1988 годы был первым секретарём Хабаровского крайкома КПСС, то есть руководителем нашего региона. По его инициативе и под его личным контролем в те годы в разных уголках Хабаровского края (в состав которого в то время входила и ЕАО) были построены многие крупные предприятия, заводы, фабрики, комбинаты, жилые дома, социальные объекты, дороги, а также объекты энергетики и инфраструктуры.

В Вяземском краеведческом музее им. Н.В. Усенко хранится книга «Гордость Вяземского района — это его люди» Алексея Лифантьевича Федорова, первого секретаря Вяземского райкома партии в 1974-1987 гг. В своих воспоминаниях, написанных в 2009 году, он рассказывает о жизни Вяземского района, вспоминает своих учителей и наставников, в том числе Алексея Клементьевича Чёрного.

«Добрым наставником и примером для меня был Алексей Клементьевич Чёрный, первый секретарь Хабаровского Краевого Комитета КПСС, человек неиссякаемой энергии и воли. Целеустремлённость и преданность порученному делу, трепетное отношение ко всему новому и передовому — характеризовали этого человека. В кадровой политике А.К. Чёрный также руководствовался этими принципами и беспощадно избавлялся от лиц, ценивших личное благополучие выше порученного дела, обладавших чванством в отношении к окружающим, использовавших служебное положение в корыстных целях.

Наше знакомство произошло ещё в 1970-1972 годах, в период учёбы в Высшей Партийной школе. Тогда А.К. Чёрный был первым секретарём Крайкома КПСС и, будучи в Москве, заходил к нам, хабаровчанам: расспрашивал об учёбе, о наших семьях, решал вопросы, возникшие у нас.

Для многих и сегодня поучительна книга Алексея Клементьевича Чёрного «Остаюсь дальневосточником!». Врезались в память его слова из предисловия к книге. «Возможно, — пишет А.К. Чёрный, — что-то из прошлого может пригодиться ныне тем новым руководителям, для которых главное — не власть, не личное обогащение всеми правдами и неправдами, а забота о судьбе государства по имени Россия и его народа. И ещё мне всегда хотелось вспомнить, сказать добрые слова о тех замечательных людях, рядом с которыми жил и работал, которые своим трудом поднимали когда-то экономику, науку и культуру края».

Полностью присоединяюсь к этим словам. Я понял, что это не только причина, но и обязанность перед живыми и ушедшими из жизни товарищами рассказать их родным и близким, тем, кто их помнит, о колоссальном мужестве их прадедов, дедов и отцов, прабабушек, бабушек и матерей, созидавших новую страну после разрушительного нашествия фашистов, новые отношения между людьми, когда труженики небольшого района с 30 тысячами населения не раз отмечались в стране наивысшими наградами за трудовые подвиги.

В части третьей книги в подзаголовке «Соратники» А.К. Чёрный говорит о нелёгкой ноше «первого», вспоминает о тех, с кем делил огромную ответственность партийного работника… «Кто задумывался над тем, сколько километров ежедневно наматывал по пыльным дорогам или по снежному накату секретарь райкома? Он должен был знать, почему в колхозе или совхозе снизился надой молока, и не просто знать, а принимать соответствующие меры; почему вовремя не вывезены в заготпункт государственные поставки, по какой причине произошли перебои с хлебом, как оборудованы полевые станы? Тысячи вопросов, и за всё в ответе секретарь».

Среди женщин партработников первой в своей книге он назвал второго секретаря Вяземского райкома партии Мурашкину Екатерину Афанасьевну, трудолюбивого, инициативного и дисциплинированного партийного работника.

Большую помощь району по выделению средств на строительство, особенно социальных объектов, оказывал депутат по южному округу Вяземского района (в который входили Соболевский, Котиковский, Уссурийский, Глебовский совхозы) Гаврилов Василий Петрович. По инициативе избирателей только в 70-е годы построены школа в селе Шереметьево, Дом культуры, торговый центр и школа в с. Аван, клуб в Глебово на 200 мест.

Были курьёзные случаи, когда, стремясь выполнить наказ избирателей, шли даже на определённые нарушения. В иной год к нам в район приезжало до 100 семей переселенцев из южных районов страны. И, хотя наши климатические условия и напряжённость режима работы на селе не все выдерживали, и часть их возвращалась в свои тёплые республики, но всё-таки, в основном за счёт переселенцев, мы часто разрешали кадровые вопросы. Переселенцев встречали хлебом, солью лично директора совхозов.

Им выделяли подъёмные, помогали приобрести мебель, коров, поросят. Для них выделялись деревянные двухквартирные дома, которые строили шефы города Хабаровска или Вяземского района. А.К. Чёрный, проезжая два раза в год по району, лично контролировал строительство этого жилья для переселенцев.

А произошло вот что: жители села Видного мне, как депутату районного Совета, и В.П. Гаврилову записали наказ: «Решить вопрос перевода детского сада в другое помещение». Действительно, личное посещение этого детского учреждения убедило в необходимости немедленного вмешательства: помещение было старое, осевшее в землю, запах грибка присутствовал во всех комнатах. После обхода с председателем сельского Совета и управляющим прикинули, сколько семей переселенцев надо будет принять в следующем году, сколько деталей домов получим, и пришли к выводу, что можно, явно идя на нарушение, из шести комплектов домов три выделить для строительства нового детского сада. Построить надо быстро, начать в марте, а закончить к ноябрю текущего года. Пригласил я начальника депо, секретаря партийной организации, объяснил им суть дела. Они к просьбе сельчан отнеслись с большим вниманием, сформировали бригаду плотников, позднее подкрепили отделочниками, и в марте при получении комплектов домов работа закипела. Сельский Совет и управляющий приняли активное участие в размещении бригады, организации её питания.

Весной пришлось пойти на не совсем благовидный поступок: сославшись, что три двухквартирных дома для переселенцев строятся по графику, я отговорил А.К. Чёрного в этот раз заезжать в село Видное, обычно после посещения Бикинского района напряжённый график объезда нарушался. А осенью, когда краевые руководители въехали в село Видное, они увидели высокое прекрасное здание детского сада, где шли уже окончательные работы. Результат: вызов на бюро крайкома и выговор, но без занесения в учётную карточку. После бюро между Алексеем Клементьевичем и мной произошёл такой диалог: Чёрный: «Понял, что нарушать нельзя?» Фёдоров: «Понял». Чёрный: «Как бы ты поступил на моём месте?» Фёдоров: «Точно также, Алексей Клементьевич, но я пока на своём месте, в Вяземском районе, и вынужден был идти на нарушение».

До конца своих дней Алексей Клементьевич был «убеждён, что эти огромные материальные и духовные ценности созданы здесь не зря. Природа подарила Хабаровскому краю несметные природные богатства, а людям этого края — сильный, упорный характер», чтобы их труды были не напрасны. В дни экономической и социальной катастрофы край выходит с меньшими потерями по сравнению с другими регионами. Оптимизм звучит в последних словах воспоминаний Алексея Клементьевича: «Но я убеждён, что стоящий сейчас над Россией туман в сознании людей, в понимании ими подлинных ценностей рассеется».

Лариса Соколова, по материалам Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *