Владимир Бабуров: "Мой диалог с человечеством"

baburov.jpg

Владимира Бабурова, известного хабаровского художника, с городом Вяземским связывают школьные годы и памятный знак «Журавли» у школы № 20. Его автором он стал на рассвете своего творческого пути.

Владимир Филиппович пригласил нас в свою художественную мастерскую. Его студия расположена на втором этаже старинного здания в центре Хабаровска. Граф Муравьёв-Амурский, Всеволод Сысоев, Владимир Арсеньев и другие известные исторические лица приветствуют спокойными уверенными взорами с постаментов и графических портретов. Под ароматный запах кофе, предложенный хозяином, продолжаю всматриваться в многочисленные и многожанровые работы, заполнившие всё пространство гостевой комнаты, где часто случаются встречи художника с замечательными личностями.

До приезда на Дальний Восток родители Владимира жили в селе Коренево Курской области. В железнодорожной школе работали учителями. В 1952 году на инспектирование учебного заведения приехал генерал-инспектор школ (по железным дорогам были воинские звания). Он-то и предложил учительской семье переехать на Дальний Восток, где была нехватка педагогических кадров. Железная дорога обеспечивала проезд и обустройство.

— Нас было четверо детей и бабушка с нами, — рассказывает о переселении семьи собеседник. — Мать — учительница географии, прочитала, что тут растут и вызревают помидоры, а на западе в валенках вызревали только, и она соблазнилась тем, что детей кормить надо. Выбрала между Хабаровском и Вяземским последнюю станцию, куда мы и переехали в 1952 году.

Владимир Бабуров достаёт напечатанный текст. Проникновенно читает написанный им рассказ о своих соседях, самобытной семье Дениса Давыдовича и Натальи Спиридоновны. «Значительная часть жителей городка были украинцами, люди порядочные и отзывчивые. Соседями нашими по подъезду в казарме, выстроенной из красного китайского кирпича, были не привычные украинцы, а семья гуранов. Так здесь называли забайкальских казаков, перемещённых на освоение пустующих земель и укрепление приграничных рубежей ещё до революции. Они казались для нас людьми необыкновенными… ». Замечательная история о быте, нравах и взаимоотношениях вяземцев с такими разными родовыми корнями. Этот текст, как и сборник стихов с несколькими его произведениями, изданный в Санкт-Петербурге, художник передал в фонды Вяземского краеведческого музея имени Н.В. Усенко.

Во времена школьного детства не было телевизоров, технических развлечений. Мальчишки во дворе играли в выжигало, городки. Ходили к сопке на речку в районе кирпичного завода. Там была хорошая глина, которую Володя приносил домой и лепил фигурки. Бабушка научила обжигать их в печке. Так получилась первая керамика. С соседскими мальчишками делали из дерева самолётики с пропеллерами, которые начинали крутиться от ветра, когда бежишь. Конечно, были рогатки, самострелы. Руками мастерить могли почти все.

В пятом классе записался в Дом пионеров. Двухэтажное здание тогда стояло невдалеке от кинотеатра «Космос». Занимался в кружке рисования под руководством наставников Сотникова, а позже Сергиенко. Они оба окончили Биробиджанское училище. — Я один год походил в кружок. Рисовал натюрморт. Целый год. Казалось бы унылое дело. Но этого натюрморта мне хватило, чтобы я раз и навсегда решил, что кроме как художником я никем не буду. Мне было такое удовольствие, рисовать этот натюрморт, — вспоминает Владимир Филиппович. — Несмотря на то, что в кружке занимался короткое время, вступительные экзамены в институт сдал на четвёрку.

Уверенность в выбранном творческом пути ещё больше укрепилась во время работы на овощеконсервном заводе. После окончания восьми классов самовольно записался в вечернюю школу и устроился работать на полный восьмичасовой день в бригаду грузчиков. Бывало, после погрузки гнилых овощей по пути домой на морозе одежда замерзала панцирем. В такие моменты подросток понимал, если не пойдёт по выбранному им пути, так и будет всю жизнь ходить с работы в «скафандре».

Своим учителем, повлиявшим на формирование художника Бабурова как личности, считает преподавателя Евгения Михайловича Фентисова. В смысле понимания искусства он был передовых взглядов. Когда такие слова, как импрессионизм, кубизм считались запрещёнными, их нельзя было произносить, наставник рассказывал о художественных течениях своим студентам. Он позволил понять молодым людям задачи, стоящие перед автором художественного произведения, помог сформироваться личностям, которым есть с чем обратиться к человечеству.

— Рисунок, эмали, чеканка, скульптура и керамика — ювелирное дело. Я занимался всем, чем мог. Ходил на точёную игрушку, на композицию, маслом писал картины. Дипломная работа у меня была монументальная — барельефная композиция в спортивном корпусе Хабаровского педагогического института. Мне всё нравилось. Когда учился, я «пил» знания, как божественный напиток. Пропускал научный коммунизм, политэкономию. Но дополнительный вечерний рисунок пропустить считал святотатством недопустимым, — рассказывает о студенчестве Владимир Филиппович.

И сегодня в мастерской представлено воплощение всевозможных жанров, в которых продолжает работать художник. — Хочется вступить в диалог с человечеством, — говорит о любимом деле всей свой жизни автор работ. — Для чего я памятники делаю? Через памятник с каким-то посылом обращаешься к людям.

Прошу рассказать о создании памятного знака «Журавли» в честь выпускников школы № 20, погибших в годы Великой Отечественной войны.

— Я работал в Хабаровске в скульптурном цехе. Приехал Григорий Харитонович Вороной, директор двадцатой школы, где я учился. Помню его ещё преподавателем физкультуры, когда он пришёл после армии. Встречались с ним в пединституте. Я учился на худграфе, он поступил на истфак заочно. Скульптурный цех заказ принял. Там работали маститые скульпторы из Ленинграда, Москвы. Они отказались, мол, денег мало, да и выполнять заказ для школы, вроде несолидно. И случайно ко мне обращается наша дирекция с предложением сделать памятник. Когда узнал, что это моя школа, сразу же согласился.

Памятник посвящался выпускникам школы, погибшим на войне. Я думал, как найти композиционное решение. Понял, что необходимо пропустить через собственные эмоциональные впечатления из детства… Я вспомнил дорогу в школу. Утро. Солнечное высокое синее небо. Над Вяземским летят гуси. Они так пронзительно кричали. Я подумал — вот образ, улетающие в небо журавли. Так и родился замысел.

Завершив свой рассказ, Владимир Филиппович, взял в руки сборник со своими стихами.

— Однажды в жизни что-то не случится,

И с чем-то важным справиться не смог,

Тогда ночами начинает сниться

Заштатный станционный городок.

Далёких паровозов перекличка

В душе неясный пробуждает зов,

Вдали им отвечают крики птичьи

Из глубины моих тревожных снов.

Опять, как прежде, до щемящей грусти,

По тёмным улицам брожу в ночи,

И дом не нахожу, в который впустят,

И мной давно потеряны ключи.

Брожу один и прихожу куда-то,

Заброшенные старые пути,

И до утра, как в прежних снах когда-то,

Дорогу к дому не могу найти.

— Это стихотворение «И мной давно потеряны ключи» я посвятил Вяземскому, городу, где прошли мои школьные годы, где я решил стать художником.

Владимир Бабуров подарил будущим поколениям немало прекрасных памятников. Среди них памятник, установленный в устье реки Ульи, посвящённый первым русским, вышедшим к берегам Тихого океана. Это памятник в честь 30-летия Победы, расположенный в Хабаровске возле государственного технического университета, памятник писателю Николаю Задорнову на набережной Хабаровска. В марте 2019 года Владимиру Филипповичу присвоено почётное звание «Заслуженный художник Хабаровского края».

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *