Остаюсь верной заветам Ильича

efremova.jpg
С гостем редакции — почётным гражданином города Вяземского Раисой Давыдовной Ефремовой мы говорим о её работе учителем истории в двадцатой школе, создании школьного музея на базе ленинской комнаты, и о том, какими качествами должен обладать современный педагог.

— Я — сибирячка. Родилась 28 февраля 1931 года в городе Камень-на-Оби Алтайского края. Мой отец был партийным работником, я — единственный ребёнок в семье. До 9 лет жила спокойно вместе с отцом и мамой. Отца посылали на работу в разные деревни. Последняя его командировка была в село Угловское, где была необходимость создать районный центр. В ноябре 1941 года отец был репрессирован, и в 1942 году он умер в заключении. Реабилитирован уже в горбачёвское время.

— Как вы пришли в профессию учителя?

— В школе моим любимым предметом была история, поэтому поступила в Томский государственный университет на историко-филологический факультет, где был большой конкурс. Пять лет я училась в этом замечательном вузе. По окончании учёбы получила направление в Хабаровск. Взяла с собой маму, и мы вместе в 1953 году приехали на Дальний Восток. Направили меня в Вяземский район учителем истории. В моей трудовой книжке одна запись о приёме в 20-ю школу, где я проработала 36 лет. Вяземский стал для меня второй родиной, а учитель — любимой профессией. Не представляю себя кем-то другим.

— Какие важные впечатления остались в вашей памяти в ходе педагогической деятельности?

— Можно отметить, что Хабаровский отдел учебных заведений вместе со мной направил учителями в 19-ю и 20-ю школы Вяземского 15 педагогов. Все постепенно уехали, а я осталась. Преподавала историю с 5 по 10 классы, последние годы — только старшеклассникам. Особенно интересной для меня была внеклассная работа.

Дом, где раньше жила наша семья, был рядом со школой, деревянный безо всяких удобств. Всякое бывало, когда второй ребёнок родился, некуда даже кроватку было поставить. Но то время вспоминаю, как самое счастливое в моей жизни: дети были дома, мама со мной, муж рядом. Мы вырастили двоих сыновей. Сегодня старший Владимир — военный пенсионер, живёт в Санкт-Петербурге. Младший Александр — железнодорожник, живёт и работает в Хабаровске. Тридцать лет мы прожили счастливо в том старом доме, а сегодня я одна осталась в трёхкомнатной благоустроенной квартире.

— Вы стояли у истоков создания школьного музея. Как всё начиналось?

— Вначале создали Ленинскую комнату, где всё было посвящено памяти вождя революции В.И. Ленина. Она функционировала ещё и как классная комната, где проходили занятия. Повесили красные шторы. Приехала комиссия: «Это что за безобразие?!». Покричали, уехали, а шторы так и остались. Одна стена Ленинской комнаты была полностью посвящена образу Ленина в творчестве советских художников, всего 25 картин. В центре другой стены — образ вождя, фотографии памятных мест г. Ульяновска — родины Ленина. Вверху располагалась карта, обтянутая синим, как море, сатином. Её сделали сами учащиеся. На карте расположены места, где бывал Ульянов. Под руководством учителей труда Безрукова и Козловского ученики на занятиях смастерили деревянный дом, как в Шушенском. Всем, кто приходил в Ленинскую комнату, было интересно подойти и рассмотреть его поближе. Крыша у дома поднималась, внутри были мебель, печка с маленькой железной заслонкой.

Возле учительского стола поставили бюст Ленина. Под стеклом — материалы съездов, ленинские тетради. Стояли два шкафа с книгами Ленина: образцы книг пяти изданий сочинений (старые и современные). Макет беседки, где отдыхал вождь народов. Стенды постоянно менялись и обновлялись. Ленинская комната была для всех нас святым местом.

Постепенно стали задумываться, что история школы мало изучена. Так родилась идея создать школьный музей. Дали нам другую комнату, которую стали заполнять новыми материалами. Я давала всем классам задания, чтобы пополняли экспонаты школьного музея. Вся школа была задействована. На педсовете выступила перед коллективом, объяснила, что это большая и важная работа, каждому классу будет дано задание по поисковой работе. Так мы набрали материал для музея.

Начинали с истории школы, как частицы железнодорожного узла. Интересна была сама история создания Уссурийской железной дороги, её строительства. Лучшие люди узла — железнодорожники-орденоносцы. Выпускники школы — почётные граждане города. Заслуженные учителя школы, герои Советского Союза, многое другое.

Музей мы назвали Ленинским. Он был работающим, я проводила экскурсии на разные темы, приходили коллективы из других школ. В постоянно действующем Ленинском музее в среднем ежегодно проходило не менее 30 экскурсий. На протяжении десяти лет музей встречал посетителей, после того, как его закрыли, и я отдала ключ, он долго не работал. Многие экспонаты утеряны. Потом музей возобновил работу. Слышала, что в 2015 году он прошёл паспортизацию и получил официальный документ: свидетельство музея образовательного учреждения.

Ещё хочу отметить, что в 1985 году была установлена мемориальная доска на здании школы у памятника «Журавли», на которой записаны фамилии 71 ученика школы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. А фамилии 124 выпускников — участников ВОВ, которые вернулись с Победой домой, записаны на Доске Почёта в зале «Боевой Славы» школы. Имена участников войны были найдены выпускниками 1984 года. Они

провели огромную работу, в течение двух лет обошли и опросили жителей микрорайона школы. По материалам поиска ходатайствовали перед местной властью, и улица Вокзальная была переименована в улицу Котляра — генерал-лейтенанта авиации — героя Советского Союза — бывшего ученика школы №20.

— А что за паровозы были в вашем музее, вам известна их дальнейшая судьба?

— В одном из уголков музея стояли макеты ленинских паровозов: на одном Ленин из ссылки прибыл, на другом — правительство из Петербурга переезжало в Москву, на третьем — везли гроб Ленина из Горок в Москву. Четвёртый паровоз тот, который был отреставрирован на первом коммунистическом субботнике. Все они изготовлены такими, какими были в то время. Виктор Никифорович Безруков был исключительным мастером, такие изумительные паровозики создал по книгам. Печально, но люди видели, как эти паровозы потом, спустя годы, уложили в мешок и выбросили в мусорку.

— Раиса Давыдовна, расскажите о совместной работе и жизни с вашим мужем Г. Х. Вороным.

— Григорий Харитонович был необыкновенной личностью в педагогике с интересной судьбой. Окончил четыре класса, в конце пятого решил рвануть воевать. Нашёл такого же, как он, и поехали во Владивосток, чтобы попасть на корабль, который отвезёт на войну. Милиция вовремя сняла детей с поезда, и их вернули домой.

После окончания ремесленного училища Григорий работал в Вяземском депо, потом в Хабаровске на заводе, служил в армии, участвовал в корейской войне. Тогда, в начале 50-х шла война в Корее, наших солдат послали на помощь китайцам, которые воевали против американских солдат в этой стране. За военную операцию Григорий был награждён медалью, она на корейском языке, и что на ней написано, прочитать не можем, только одну фамилию Вороной можно разобрать.

После армии Григорий вернулся в Вяземский, записался в 7 класс вечерней школы, решил продолжить обучение. Но работу пока не нашёл. Однажды встретил нашего учителя Исаченко, и он пригласил его учителем физкультуры в школу: «Приходи к нам, у нас полшколы гуляет, так как нет физрука, а ты же хороший спортсмен». Долго сопротивлялся, но уговорили. Так в 1954 году он стал физруком в 20-й школе.

Я уже отработала год в школе, когда мы с ним познакомились. Мне дали два седьмых класса, чтобы подработать. Прихожу в вечернюю школу, а там сидит наш учитель физкультуры. Так я его до 10 класса и учила. Пока был учеником, я на Григория особо не смотрела. За мной пытался ухаживать холостой учитель по фамилии Свечников, но Григорий ему не оставил шансов. Помню, встречали мы Новый год, сидели рядом со Свечниковым, Гриша подходит ко мне и говорит: «А ты что здесь села?». Берёт меня и вместе со стулом переносит поближе к себе. Мне понравилась такая смелость и решительность, стали танцевать, он был меня на два года старше. Поженились, когда Григорий поступил в пединститут на заочное обучение, тоже выбрал исторический факультет.

Пока Вороной работал учителем, он был очень хорошим физруком, хотя специального образования не имел. В отделе учебных заведений его хвалили, посылали на спартакиады в Москву, Тбилиси, другие города. С ним обычно ездила сборная спортсменов, в основном из Хабаровска.

Однажды летом во Львове проходила очередная спартакиада. Вороной сказал, что будет брать своих учеников из 20 школы, с ним согласились, но дали опять двоих спортсменов из Хабаровска, а всего группа состояла из 20 человек. Удивительно, но эта команда спортсменов заняла первое место в Союзе. Когда приехали домой, все ахнули от восторга. А в конце августа на очередной конференции Вороному вручили знак «Отличник народного просвещения», так высоко оценили его работу. А тогда ещё у Григория был всего один курс педагогического.

Кроме физкультуры Григорий Харитонович стал вести историю. Его ученики вспоминали, как эмоционально и интересно, с большим настроением он рассказывал о Великой Отечественной войне. Карты узнавал с закрытыми глазами и учеников гонял, чтобы знали, где какие битвы и сражения проходили.

Вороной был неугомонным человеком, собирал с ребятами металлолом, макулатуру. Собранного школой металлолома хватило на постройку двух тепловозов, километра пути железной дороги Байкало-Амурской магистрали и моста через реку Герби тоже на БАМе. Один из двух тепловозов, собранных из металлолома, назвали «Заслоновец-школы 20», он маневровый на станции Вяземская, другому тепловозу дали большую путёвку в жизнь в Хабаровске.

После физрука Григорий Харитонович был организатором внеклассной работы в школе, а затем стал директором 20 школы. Был не только отличным педагогом, но и хорошим директором, очень хозяйственным, вникал во все проблемы, без колебаний лазил по чердакам и подвалам. Например, прорвало канализацию в школе, он в болотниках идёт вместе со слесарями на устранение аварии. Его высоко ценило руководство и учителя.

— На ваш взгляд, чем ученики прошлых лет отличаются от нынешних школьников?

— Ученики всегда одинаковые. В школе всё бывает, кто-то что-то не так сказал, кто-то нагрубил, ещё что-то. Но моя совесть чиста, я никогда не оскорбляла учеников и не унижала их достоинства. Даже когда порой выводили из терпения, никогда не срывалась на детях. С родителями у меня тоже был налажен хороший контакт.

— Вы, как историк, тяжело пережили перелом в истории нашей страны?

— Новый период, который назвали перестройкой — непонятное для меня время. Историю сейчас преподают по-другому, и эти изменения для меня неприемлемы. Есть убеждения — как меня учили, и как я учила своих учеников, и другого я не хочу принимать. В советское время существовали моральные принципы коммунизма, верность которым у меня осталась. Сегодня вытаскивают наружу всю грязь, если её нет, создают сами. Не хочу этого слушать. И когда в городе перенесли памятник вождю, я подошла, как инспектор, посмотрела. Написали: «Политик 20 века», — конечно, обтекаемая фраза. Вроде, как стесняются своей истории. Уже как руководителя Октябрьской революции его не напишут, потому что революция уже не великая почему-то стала. Но я осталась верной заветам Ильича.

— Кто из учеников был настолько увлечён вашим предметом, что стал учителем истории?

— Историком стала моя ученица Татьяна Петровна Асташенко, она преподаёт этот предмет во второй школе. Со мной и сегодня дружат выпускники 1966 года и другие. Когда кто-нибудь из них приезжает в город, приходят в гости, мы общаемся. Помнят день моего рождения, собираемся, пьём чай.

— Ваше любимое занятие, чем увлекаетесь?

— Любимое занятие — чтение. Моя главная газета «Аргументы и Факты». Всю политическую направленность о жизни страны я беру оттуда. Ещё одна газета, которая стала настольной — это «ЗОЖ». Я — за здоровый образ жизни, по нему лечусь. Также газету «Вяземские вести» постоянно выписываю и читаю.

— Раиса Давыдовна, в настоящее время вы единственный почётный гражданин города. Что на ваш взгляд нужно сделать для развития Вяземского?

— Я как-то посчитала, в районе ликвидированы шесть крупных промышленных предприятий. Люди невостребованные, не могут найти применение своим силам и умению. Да и людей в районе уже не осталось. Оканчивают школу, уезжают учиться и не возвращаются. Главное — нужно развивать экономику, создавать рабочие места. Сегодня всё уходит в Хабаровск, даже на лечение мы едем в краевой центр.

— Скоро праздник — Международный женский день 8 марта. Как вы думаете, в чём состоит предназначение женщины?

— Воспитывать своих детей, вести хозяйство. Любить и быть любимой. Обязательно реализовать себя в жизни.

— В этом году Вяземскому району исполняется 85 лет. Что бы вы хотели пожелать его жителям?

— Желаю району развития, а его жителям — процветания.

Записала Наталья Бельцова


Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *