Радости семьи Барановых

Вяземские Вести

Наверное, нет ничего важнее в этой жизни, чем растить человека. Приёмная семья Барановых с лихвой с этой миссией справилась, вырастив своих пятерых детей и 16 приёмных. В настоящее время подрастают четверо, остальные ребята уже нашли своё место в жизни. Наталья Анатольевна Баранова согласилась дать небольшое интервью о том, чем живёт её семья сегодня:

— Наталья Анатольевна, вы успеваете следить, как растут старшие? Не ревнуют к младшим? Как у вас складываются с ними отношения?

— Отношения с детьми, как и в каждой семье, неоднозначные. Но, конечно, связь, благодаря мобильным и интернету, поддерживаю со всеми своими детьми — и родными, и ставшими родными, приёмными. Был в моей практике случай, когда двоих маленьких сестёр 5 и 6 лет забрала родная мать, которая вернулась из мест лишения свободы. В нашей семье они пробыли недолго, около 3,5 лет. Но за это время я успела буквально прикипеть душой к этим малышкам — Нигине и Зарине. С мамой этих девочек общаемся по интернету. С девочками не разговариваем, так как их мама хочет, чтобы воспоминания о разлуке стёрлись из памяти. Но у них сейчас всё хорошо, в их семье ещё родились двое младших братиков, самое главное, мама перестала вести асоциальный образ жизни. И это для меня большая радость.

Не всё бывает гладко, конечно. Например, с самой первой приёмной дочерью, Сашей, уже в подростковом возрасте не сложились отношения. Она у нас выросла, школу окончила, сейчас уже взрослая, ей 29 лет. Конечно, знаю, чем она занимается, после окончания училища работала некоторое время лаборантом на ТЭЦ в Хабаровске . А вот с её двумя сёстрами — близнецами Наташей и Настей у нас более тёплые отношения. Им уже по 26 лет, живут в гражданском браке, родили дочерей. Наталья окончила педогический колледж, работает учителем в школе, Настя после училища работает в детском саду воспитателем. Обе девушки заочно учатся в педуниверситете.

Часто домой приезжает наша Яночка, которой в этом году будет уже 20 лет. Она — студентка педуниверситета, будет психологом. Яна, как и другие приёмные дети, стоит в очереди на получение квартиры.

Ещё один был неприятный случай, когда пришлось отказаться от девочки, которая прожила с нами семь лет. Лет в 14 она стала уходить из дома, не слушалась. Не смогла справиться с трудным подростком. Поначалу она жила в детском доме в селе Отрадном, потом её взяли в приёмную семью. И что удивительно, уже после ухода из нашей семьи она стала больше с нами общаться, с ней и сейчас хорошие отношения, меня называет мамой. У нас воспитывается её сестра, она часто у нас бывает. Детский психолог из Хабаровска, с которым мы часто советуемся, по поводу этой ситуации пояснил, что девушка, когда была в семье, не уважала приёмных родителей. А когда ситуация изменилась, она осознала, что ей хотели добра, и своё мировоззрение изменила. Хорошо, что хотя бы так всё закончилось. В этом году она учится уже в 11 классе, так и живёт в приёмной семье.

Что касается ревности к младшим, которые сейчас у нас воспитываются, наверное, этого и не было никогда. Недавно мне моя дочь (одна из пятерых родных детей) говорит, что мало время внукам уделяю. У родных детей уже 7 внуков, у приёмных — 6, итого 13 малышей. Конечно, где тут всем внимания хватит… Хотя мы всегда рады всем нашим детям и внукам. Приезжают, конечно, все. Но замечаю, что всем времени на такие поездки не хватает. Все очень увлечены работой и своими детьми. И это тоже радует, что воспитали не праздных людей…

— Расскажите о ребятах, которые сейчас рядом с вами остались.

— С нами теперь четверо детей. Это Юля, 12 лет. Она у нас молодец, человек, которому дома можно доверить любое дело, моя первая помощница. Учится в шестом классе. Немного не хватает усидчивости, поэтому учиться ей тяжеловато. Любит танцевать, недавно стала участницей хореографического ансамбля «Провинциальный балет».

У нас растут брат с сестрой — Влада с Костей. Косте 14 лет и он у нас ребёнок с ранимой психикой. С ним нужно очень ласково обращаться, ему трудно учиться в школе, он трудно сходится с детьми.

Костина сестра Влада учится в пятом классе. Тоже нелегко ей учиться. Человечек она хороший, добрый. Не зря её так любит наш Слава, он и гуляет больше всего с Владой.

Слава, конечно, отдельная история в нашей семье, и ему всегда достаётся больше внимания и заботы. Он инвалид детства, с детским церебральным параличом. Ему было всего два года, когда попал к нам в семью, весил ребёнок всего 7 килограммов 200 граммов. Он тогда просто лежал, не мог поднять ни руки, ни ноги. Сейчас ему 13 лет, после лечения в Хабаровской платной клинике «Клевер», в которой мы пролежали в этом году три раза, он стал говорить больше слов. Активный ребёнок, три раза в неделю посещает коррекционную школу. Мне нравится, как организовано посещение школы, за ним приезжает школьный автобус и сопровождающий специалист. Сопровождающий у нас недавно, после нескольких поездок говорит мне: «Как вы с ним справляетесь? Он у вас шустрый, всё время говорит — я сам!» Слава знает все буквы, читает по слогам, правда, только в школе с педагогом, дома он этого делать не хочет. К сожалению, он забывает тут же, что учил. Любит компьютер, в котором рисует, находит музыку, находит социальные сети, в «Одноклассниках» всем ставит смайлики, посылает виртуальные подарки. Умеет одеваться, но надевать носки и обуваться не получается. Наши дети привыкли Славу опекать, заботятся о нём. Думаю, что общение с ним сделает их души мягче, и они всегда будут нормально относиться к другим людям с инвалидностью. К сожалению, многим родителям не удаётся воспитать чувство терпимости к этим особенным детям. Приведу пример. Мы уже 2,5 года проживаем в одной из квартир многоэтажного дома. За это время приходилось более 10 раз выходить во двор, чтобы побеседовать с детьми о том, что нужно иметь сострадание к инвалидам, не дразниться и не обижать их.

Но, несмотря на проблемы со здоровьем, приучаю Славу к жизни в обществе. Например, нам в очередях люди пытаются уступить место, я отказываюсь, говорю, что мы — как все, постоим…

— Есть ли у вас подсобное хозяйство и как вы справляетесь с приготовлением пищи на большую семью?

— Разве шесть человек — это большая семья? Сейчас я готовлю на обед немного, в обычной трёхлитровой кастрюле борщ или суп. Утром каши, вечером — гарнир с котлетой и т.д. Обычное меню. Да ещё суп разогретый никто есть не хочет. В общем, мы теперь — обычная семья. Сейчас даже не представляю себе, как справлялась с готовкой, когда нужно было сварить 9 литров борща! Заготовок на зиму делала по 500 банок! Большое подсобное хозяйство держали и когда проживали в селе Отрадном с пятью детьми, и когда жили с 9 и более воспитанниками в половине двухэтажного коттеджа по улице Калинина в Вяземском. Была корова, куры. Огородов было по 30 соток. И сейчас у нас есть несколько земельных участков, все овощи — со своего огорода. С готовкой обедов, ужинов и заготовками на зиму охотно помогают и дети. Даже малыши, лет с шести-семи уже многое умеют делать самостоятельно. Есть у них домашние обязанности, и посуду помогают мыть, и мусор вынести и дома порядок навести. Конечно, если им некогда, всё делаю сама, это всё «дело житейское».

— Наталья Анатольевна, помогает ли в воспитании детей муж и не сводится ли ваша жизнь к одним бытовым обязанностям?

— Конечно, муж, Дмитрий Фёдорович, принимает активное участие в процессе воспитания ребятишек. Но, что характерно, у него есть и любимчики. Когда нам специалисты из опеки предложили взять Славу, у меня было сомнение, как отнесётся к этому муж? Но в настоящее время Слава является одним из его его любимчиков. Когда мы со Славой находились в больнице в Хабаровске, он звонит папе, берёт трубку и плачет. А дома, когда летом отец ночует на даче, Слава каждое утро ему сам звонит по телефону и долго с ним разговаривает.

Пока дети были маленькие, на себя совсем не хватало времени. А сейчас я могу уделить время своему хобби — рукоделию, люблю вышивать картины.

— Наталья Анатольевна, как ваши знакомые относятся к многодетности и к тому, что вы брали на воспитание столько детей в свою семью?

— На протяжении долгого времени — и когда была многодетной мамой с пятью ребятишками, и когда мы стали приёмной семьёй, большинство окружающих людей задают один и тот же заурядный вопрос — а зачем тебе это надо? Когда мы начинали брать детей в конце 90-х, движение приёмных семей только начиналось, сегодня приёмных семей и многодетных стало гораздо больше. И государство помогает таким семьям. Конечно, всегда хочется большего, но мы привыкли жить по средствам. Но всё же общество не готово принимать уклад жизни многодетных семей, установка «нищету плодить» крепка в сознании. Хотя у нас все дети выросли благополучными, самодостаточными. Все мои пятеро детей и большинство из 16 приёмных получили и получают высшее образование. Ради этого стоит жить и работать.

Ирина Кобзева

Фото из семейного архива Барановых

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *