Развитие горно-таёжного туризма в Хабаровском крае

turizm.jpg

«Отчего Амурский край не развился так же быстро и роскошно, как Калифорния, Новая Зеландия, Южная Австралия или хоть Канада?..

Мест, удобных для заселения, на восточной стороне Уссури встречалось гораздо больше, чем прежде. Луга и перелески сменились большими лесами …

Тут представляются превосходнейшие местности для заселения…»

М.И. Венюков. Путешествия по Приамурью, Китаю и

Японии. — Хабаровск. Кн. Изд-во, 1970. — 240 с. (Под ред. с предисловием А.А. Степанова)

Вопросам приоритетного развития дальневосточных территорий в настоящее время придаётся особое внимание и Президентом, и Правительством РФ. Причины сдерживания заселения и развития пытались понять и первые дальневосточные путешественники — исследователи края. В путевых дневниках Пржевальского, Венюкова, Арсеньева подчёркивалось тормозящее, а порой и разрушительное воздействие административно-бюрократических решений. Это недалёкое прошлое как-то незаметно перешло из самодержавной России в СССР и также плавно отразилось на либерально-буржуазной современности. Но, каковыми бы негативными в экономическом плане ни были общие тенденции, дальневосточный край сохраняет мощный потенциал противостояния им. Наш дальневосточный потенциал — это молодёжь. Патриотическое воспитание молодёжи — первостепенная задача в современной России. Вопрос лишь в том, как от слов, от пустых заклинаний и призывов перейти к делу. И здесь следовало бы учесть опыт работы с молодёжью в СССР, хоть эта мысль и неприятна убеждённым либеральным антисоветчикам, ориентированным на убожество «западных ценностей».

Средняя школа являлась для детей первой ступенью, где во внеурочное время закладывался и поддерживался интерес к различным видам практической деятельности. Помимо секций физической культуры и спорта в советских школах действовали предметные кружки (физики, химии, электроники, литературы и т.д.) Некоторые кружки действовали и в летнее время, т.к. руководили ими обычно педагоги-энтузиасты, влюблённые в свой предмет. Особенно в СССР был развит среди молодёжи горно-таёжный туризм. Спрос на профессии, связанные с преодолением бытовых неудобств (в геологии, гидрометеорологии, лесопромышленном комплексе и т.п.) порождал и потребность в воспитании соответствующих кадров со школьной скамьи. Также одним из любимых предметов в школе было военное дело. В летний период наряду с пионерскими лагерями организовывались и туристические лагеря, в которых обязательным условием активного отдыха детей и молодёжи были многодневные походы по краю. Трудно представить иные условия ненавязчивого воспитания мужества и стойкости, товарищеской взаимопомощи, чувства дружбы и единства, чувства патриотизма.

С тех советских времён изменились не только дети, но и их родители. Граждане стали, мягко говоря, болезненно предусмотрительными, т.е. чрезмерно мнительными, инфантильными и в то же время агрессивно активными в отстаивании собственной значимости и выгоды посредством судебных тяжб. Некоторые падают в обморок от одного вида таёжного клеща, а уж если поймают членистоногое животное на одежде, немедленно несутся в институт микробиологии, чтобы определить, не энцефалитное ли. По этим причинам, как иногда шутят педагоги, наверное, было бы проще отправить туристический отряд школьников в космос (официально, с соблюдением всего комплекса требований и согласований), чем в горную тайгу.

Некоторые из педагогов, в основном сельских школ, практикуют непродолжительные и несложные походы школьников пятых-седьмых классов, поскольку дети сельской местности в связи с особенностями сельского быта пока ещё вменяемы. В городах весьма востребованной формой, копирующей кружковую работу советского периода, являются, так называемые, «учреждения дополнительного образования». В основном это танцы, песни и пляски. Крутить попой сегодня обу-чают детей с самого невинного возраста. Широко размытое понятие дополнительного образования позволяет также подключиться к этому источнику и различным коммерческим «школам» религиозной и иной одурманивающей направленности, повышая градус идиотизма в стране. Но наряду с ними встречаются и ориентированные на иные интересы.

Недавно я побывал в краеведческом музее Вяземского района на встрече с туристами и краеведами. Краеведческий музей носит имя писателя-краеведа, заслуженного лесовода РСФСР Николая Васильевича Усенко. Его сын Юрий — участник первых школьных таёжных экспедиций, а внук — глава муниципалитета. Несколько лет назад в Вяземском муниципальном районе была принята муниципальная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Вяземского муниципального района». Район имеет богатую историю, обладает культурными и спортивными традициями, живописными природными ландшафтами, на его территории находятся археологические памятники, минеральные источники, памятники природы и т.д. Поэтому здесь не могли не обратить внимание на возможность развития приоритетных направлений туризма: культурно-познавательного, спортивного, экологического, событийного и аграрного… Но, на наш взгляд, причина такого «дальнего зрения» — в преемственности традиций.

В городе работает детско-юношеский центр — муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования, — а в нём наряду с различными кружками по интересам организована секция туризма и краеведения (туристический клуб «Странник»). А в ДЮСШ с 1994 года действует военно-спортивный клуб «Воин». Руководители секций — Виктор Васильев и Олег Лесков — подлинные энтузиасты, для которых их занятие — образ жизни. То же можно сказать и о сотрудниках краеведческого музея. Руководители с гордостью продемонстрировали туристическое снаряжение отрядов, предназначенное для любых маршрутов (горно-таёжных и вод-ных), летних и зимних.

Рядами грамот и иных наград, прекрасными фотографиями, топографическими картами заполнен интерьер методического кабинета. Ребята участвуют и побеждают в разнообразных конкурсах, в том числе и всероссийских. Вот настоящая методика воспитания будущего гражданина! Город Вяземский может гордиться положительной динамикой преемственности.

Трудно переоценить роль горно-таёжного туризма для становления гражданского характера «трудных подростков» и молодёжи из девиантных категорий. Однажды меня попросили сопровождать такой отряд «по настоящей тайге» педагоги одной из сельских школ Хабаровского района. Чтобы показать им настоящую тайгу, отправились в Вяземский район. С одной стороны, у ребят усиливается чувство комфортности при кажущемся отсутствии каких-либо ограничений (как говорится, «закон-тайга, медведь-хозяин»), но, с другой стороны, чувство опасности, таящейся в дикой тайге, буквально на уровне инстинкта соорганизует коллектив и повышает его управляемость. Когда я объявил, что мы «немножко заблудились» и теперь надо «срезать угол», пройдя сквозь тайгу пару-тройку километров, чтобы выйти на нужную нам тропу, для ребят это было серьёзным испытанием характера. У некоторых «активистов» гонор как рукой сняло. Не осталось и «девиантности», когда набрели на следы тигров. Но какова была радость преодоления! Впоследствии сопровождавшие отряд педагоги и наставники, не ожидавшие такого эффекта, допытывались: «Всё было задумано заранее, или так случайно произошло?».

Однако такие шутки могут быть весьма непредсказуемы, если ваш спутник слабохарактерный человек. Как известно из практики, обезумевший от страха за свою жизнь человек в экстремальных условиях может пойти на что угодно. (Подробнее: А. Мурашев. «Из тайги не вернулись»/ Ж. «Дальний Восток», №1, 1998 г. — С. 189.)

Дальневосточный горно-таёжный туризм — это особый вид туризма, требующий организованности, подготовки, дисциплинированности. Вместе с тем, природа Дальнего Востока и в частности Хабаровского края несёт в себе практически невостребованный потенциал развития одного из значимых секторов экономики. Решившиеся на дальний поход, пройдя трудности пути, испытают подлинный восторг, оказавшись в горной стране, простирающейся до самого горизонта. Однако для того, чтобы горно-таёжный туризм на Дальнем Востоке стал по-настоящему массовым и экономически выгодным, необходимы затраты не только на развитие детско-юношеских туристических секций и лагерей. Необходимы затраты на содержание в нормальном состоянии дорог местного значения, в том числе к памятникам природы, затраты на прокладку минерализованных полос и т.п. Альтернативой охотничьего туризма может стать познавательный туризм с организацией фото и видеосъёмки диких животных в среде их обитания, а для этого также необходимо оборудовать соответствующие площадки.

Но, чтобы всё это сохранялось в местах, где «закон-тайга, медведь-хозяин», важно постоянно напоминать людям о соблюдении требований к чистоте окружающей природы, в городах — об уважении к труду сограждан. К сожалению, титанические усилия советской воспитательной системы пошли прахом. И мы имеем то, что имеем. Зайдите в любой городской лесопарк, и вы в этом убедитесь. В местах отдыха (например, в окрестностях Тумнинского горячего источника) все уникальные каменные развалы исписаны и разрисованы наскальными письменами современного человека. К этой беде с недавних пор прибавилась ещё одна. Молодёжь — участники походов, как бы свихнувшись на религиозной тематике в соответствии с результатами «новой культуры» — буржуазной, по ходу своих маршрутов всюду устанавливают кресты, а некоторые ещё тащат с собой попов для «освещения» таких анонимно установленных объектов религиозного культа — аналог прежнего бескультурья: «здесь был Вася». Но это, кажущееся безобидным самоуправство по искажению топографической обстановки, на самом деле не столь безобидно.

В настоящее время, чтобы присвоить имя первооткрывателя или известного деятеля какому-нибудь природному объекту (например, сопке, горному хребту, ручью, скалам и т.п.), существует определённый регламент, требующий серьёзных обоснований и согласований через муниципалитет, руководство края и т.д. Порядок присвоения и переименования регулируется федеральным законом от 18.12.1887 г. № 152-ФЗ. «О наименовании географических объектов». Проводится экспертиза, учитывающая и мнения граждан, т.е. эта процедура осуществляется не анонимно, а открыто. Причём существует административная и иная ответственность за искажение пространственных данных картографической основы и её наполнения. На топографических картах указаны даже места нахождения охотничьих зимовий, каменных развалов, отдельно стоящих останцов и т.п. Точная картографо-геодезическая информация является материалами федерального и территориальных картографо-геодезических фондов. В итоге топографическая информация отражается на картах Генштаба РФ, а на них недопустимы никакие разночтения. Иначе говоря, самовольная установка каких-либо знаков и иных объектов запрещена. Это требование следовало бы категоричнее определить в законе об охране естественной географической среды, об охране природных географических объектов в отдалённой, незаселённой местности. На наш взгляд, религиозное содержание символов не должно являться предлогом для их повсеместного возведения, а уровень своей культуры и образованности участники походов могут демонстрировать иными способами, например, общаясь в интернете, а не мусорить.

При знакомстве с информацией в интернете о работе Министерства по туризму, спорту и молодёжной политике и Управления по туризму создаётся впечатление, что эти государственные структуры интересует лишь коммерческая сторона вопроса. Дальневосточный горно-таёжный туризм как бы выпадает из поля зрения государственников. По-видимому, в этом секторе гораздо больше вопросов, практически неразрешимых в современных условиях, пронизывающих всю цепочку гражданского бытия, начиная от школы и вуза.

Миграционная привлекательность края, а вместе с этим и рост народонаселения, и разрастание поселений «как в Калифорнии», конечно же, не определяется одними красотами природы и ресурсами, а в большей степени вменяемостью государственного регулирования. Поэтому горно-таёжный туризм сам по себе не решит вышеназванной проблемы, но в уровне его развития, как в зеркале, отражены многие несуразности и нестыковки… времени.

А. Мурашев,

академик Дальневосточной народной академии наук

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *