Год больших выборов

movhan.jpg

2016-й — год больших выборов, пройдут выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также выборы органов местного самоуправления. О том, какие изменения предусмотрены в выборной кампании, — рассказывает председатель постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам государственного устройства и местного самоуправления, депутат по Южному избирательному округу Татьяна Николаевна Мовчан:

— Что касается выборов в органы местного самоуправления, то у нас в крае в этом году 28 избирательных кампаний, в том числе будут выборы глав в трех районах: Комсомольском, Бикинском и Ванинском.

131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 2014 года предусматривал два способа выборов глав муниципальных образований. Первый — всеобщие и прямые выборы, второй — представительным органом местного самоуправления из числа депутатов представительного органа.

В 2014 году был принят федеральный закон, внесший изменения в 131-й Федеральный закон и установил третий способ выборов глав муниципальных образований районов и поселений — это выборы главы представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса.

В связи с этим, краевой думой был принят закон, который установил, что в восьми муниципальных районах и 92-х поселениях выборы глав должны осуществляться представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Кстати, эти цифры не случайны. В эти восемь муниципальных районов вошло шесть северных районов. Кроме этого, истек срок полномочий главы Хабаровского района, а в Вяземском районе глава досрочно сложил полномочия. 92 поселения — это все поселения восьми районов.

Исходя из действующей нормы закона, по новому способу в 2015 году были избраны главы в трех районах — Вяземском, Хабаровском, Полины Осипенко и в ряде муниципальных поселений, в том числе городском поселении «Город Николаевск-на-Амуре».

Но в декабре прошлого года состоялся Конституционный суд, который определил, что субъекты Российской Федерации имеют право своими законами устанавливать способ выборов только для глав муниципальных районов и городских округов. А главы городских и сельских поселений должны быть выбраны по способу, который определен их Уставом. То есть, если Собрание депутатов решило, что главу нужно избирать всеобщим прямым голосованием, и это внесли в Устав, тогда выборы будут осуществляться по этому способу.

Нам пришлось внести изменения в 15-й краевой закон, который был принят 30 марта этого года. В нем установлено, что все главы муниципальных районов выбираются безальтернативно представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса.

Главы же городских округов будут выбираться всеобщим прямым и равным голосованием, а не по конкурсу. Способ выборов глав поселений выбирают сами поселения. Поэтому мы из закона исключили 92 поселения, дав им право самим определять способ выбора глав.

Корр.: — Татьяна Ни-колаевна, давайте остановимся подробнее на выборах в Вяземском районе.

Т.Н. Мовчан: — В соответствии с Уставами района и поселений выборы глав всех уровней в районе будут осуществляться Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса. По этому способу в 2015 году был избран глава района. В этом году избираются таким же способом главы в трех поселениях: «Поселок Шумный». «Поселок Дор-мидонтовка» и «Село Венюково». В Шумном и Дормидонтовке выборы глав состоялись, в Венюково срок полномочий главы заканчивается в ноябре, и после истечения срока полномочий главы состоятся выборы.

Корр.: — Татьяна Ни-колаевна, в чем «плюсы» выборов глав по новому способу?

Т.Н. Мовчан: — На мой взгляд, именно новый способ выборов и поможет избавиться от кандидатов не компетентных в вопросах местного самоуправления.

Значительно повышается роль и ответственность депутатов представительных органов. Кандидат — претендент на должность главы рассказывает свою программу депутатам, которые прекрасно осведомлены о положении дел на своих территориях, и, соответственно, зададут ему волнующие их вопросы о том, каким образом, в случае избрания кандидата главой, он будет решать имеющиеся проблемные вопросы. И потом, выслушав всех претендентов, оценив реально шансы каждого кандидата, депутаты выберут из них главу.

Более того, не потребуется денег для проведения выборов главы, а это, на мой взгляд, немаловажный фактор в условиях кризиса.

Выборы по новому способу дают больше шансов, что на место руководителя района, поселения придет грамотный человек, который приложит все усилия для того, чтобы жителям жилось лучше.

Корр.: — Татьяна Николаевна, в сентябре 2016 года предстоят выборы в Го-сударственную Думу, со времени предыдущих выборов прошло 5 лет. Какие изменения в избирательном законодательстве приняты?

Т.Н. Мовчан: — Вне-сено 33 поправки. Так, только в 2016 году вступили в силу четыре федеральных закона, внесших поправки и в закон о выборах депутатов Государственной Думы и в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан. Изменения законодательства в этом году идут синхронно в оба закона.

Изменения по общим вопросам. Внесены уточнения, согласно которым гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, если он достиг возраста 18 лет на день голосования. Ранее имела место неопределенность в этом вопросе, что могло привести к отстранению от выдвижения граждан, не достигших на момент выдвижения 18-летнего возраста. Аналогичное уточнение внесено по выдвижению граждан, баллотирующихся на должность губернатора субъекта России — достичь возраста 30 лет на день голосования. Также уточнено, что гражданам, лишенным права избирать и быть избранным (признанным судом недееспособным, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда) запрещено участвовать в избирательных действиях, что ранее прямо из закона не явствовало.

Изменения в порядке осуществления полномочий наблюдателя.

Политическая партия, зарегистрированный кандидат вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Ранее количество наблюдателей, направляемых в комиссию, не ограничивалось. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. К наблюдателю предъявляется дополнительное требование: наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом (т.е. достигший 18 лет, не признанный недееспособным и не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда). Политическая партия, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию. Законом разрешено наблюдателю производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Ранее такие полномочия законом не оговаривались и предоставлялись самой комиссией.

Изменения в порядке проведения предвыборной агитации. В дебатах предусмотрено только личное участие кандидатов, в том числе от имени избирательного объединения. В случае невыполнения политической партией, зарегистрированным кандидатом обязанности участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени распределяется между другими участниками совместного агитационного мероприятия.

В части использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах. Запрещается использовать в агитационных материалах изображения и высказывания лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, даже если это дети кандидата. Вводится запрет на использование в агитационных материалах высказывания лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, о кандидате. К таким лицам по-прежнему относятся: лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности. Ранее использование высказываний таких лиц допускалось, если высказывания были обнародованы до решения о назначении выборов.

В порядке организации и проведения голосования. В случае совмещения дня голосования на выборах Губернатора края, в Законодательную думу края, на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в Госдуму РФ либо Президента РФ, досрочное голосование избирателей, которые в день голосования по уважительной причине не смогут прибыть в помещение для голосования, не проводится. В этом случае законом преду-сматривается голосование по открепительным удостоверениям.

Изменения законодательства обширные. И это очевидно.

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *