Служил Отчизне фронт трудовой

kurakin.jpg

Они не жалели для Родины ни сил, ни здоровья, ни самой жизни, преодолевая трудности. Каждый из них твердо знал, что его личный вклад приближает день победы над врагом. Это наши отцы, деды и прадеды выстояли в противостоянии с грозным противником. Низкий им поклон за опаленные войной годы, за мужество и стойкость.

Трактор от Алексея Клементьевича Черного

Старожил села Видного труженик тыла Пётр Михайлович Попов — потомок забайкальских казаков. Его дед был среди тех, кто основал это поселение на берегу Уссури, а отец Михаил Осипович — среди строителей первого колхоза, где долгое время трудился бригадиром. В 1938 году десять земляков (в том числе М.О. Попов) по ложному навету были арестованы. — Приехали, забрали самых крепких и хозяйственных мужиков, и больше мы отца не видели, — рассказывает Пётр. — Никто из десяти обратно в село не вернулся, их дальнейшая судьба неизвестна. Тогда мне было семь лет, но до сих пор — это незаживающая рана в моём сердце.

Мать Татьяна Павловна растила семерых детей одна. Всё бремя лишений легло на её плечи и двух старших — Федоры и Фаины. Мать и сёстры трудились в колхозе, который назывался «Партизан». Татьяна Павловна — бригадиром тракторной бригады, Федора была трактористкой.

— Несмотря на малый возраст в мои обязанности входила заготовка дров для всей семьи, — продолжает рассказ Пётр. — После занятий в школе я запрягал в санки большую собаку, и мы шли с ней за дровами в лес. И так каждый день в любую погоду.

О начале войны объявили по радио. Большой круглый репродуктор висел в центре села, его было слышно даже в самых отдалённых домах. В первые дни войны мужиков забрали на фронт, в поле их заменили женщины да подростки.

В 1943 году пошёл работать в колхоз и 14-летний Пётр. — Поставили меня ездовым, — вспоминает ветеран. — Дали лошадь, сани, конные грабли. На сенокосе женщины вручную стоговали сено, таская на руках тяжёлые копны. Таких трудолюбивых и терпеливых женщин сегодня трудно встретить. А тогда в войну все работали самоотверженно, не считаясь со временем, не зная отдыха, с большим напряжением сил. Недаром в 1945 году в День Победы наш колхоз «Партизан» получил от района переходящее красное знамя. С этим флагом мы всем селом гордо прошли по деревне.

В воспоминаниях Петра Михайловича — как он подростком возил на лошади из Розенгартовки семенное зерно и картофель, как запрягал в телегу корову и вёз на ней сено с луга домой, как пахал огороды и многое другое. За доблестный труд в военные годы его наградили медалью. Всего у ветерана более десятка наград, среди которых орден «Знак почёта».

После армии (служил на Курилах на острове Уруп) Пётр вернулся в родной колхоз. Работал трактористом, звеньевым, бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Женился на красавице Марии, с которой вырастили шестерых детей. Общий стаж ветерана 50 лет.

В 1976 году на ВДНХ в Москве Петру вручили серебряную медаль «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». В столице потомка казака очень удивили лошади-тяжеловозы: «Вот бы нам такую в совхоз!». О работе в Глебовском совхозе он рассказывает: — Потемну вставали, когда опять темнело, возвращались домой. Тяжелее всего было убирать сою, особенно в дождливую осень. На гусеницы трактора налипали тяжёлые комья грязи, что затрудняло уборку этой масличной культуры.

Однажды на поле, где трудился механизатор широкого профиля Попов, приехал первый секретарь крайкома КПСС Алексей Клементьевич Чёрный с большой свитой на четырёх блестящих машинах. Остановился у трактора Петра Михайловича. Разговорились о видах на урожай, о делах в отделении. Пётр не побоялся сказать руководителю высокого ранга, что его трактор «Беларусь» уже старенький, надо бы новый к уборочной страде получить, а то этот может в горячую пору подвести. Даже не ожидал механизатор, что разговор будет таким действенным. Вскоре Пётр получил новый колёсный МТЗ-82, с которым не расставался долгие годы. Этот трактор жив и сегодня, на нём развозит воду односельчанам зять ветерана Сергей Кулёмин.

В свои 86 лет Пётр Михайлович все дела по хозяйству ведет самостоятельно: чистит снег, работает в огороде, колет дрова. Он живёт на самом берегу реки, окошки дома выходят на речную гладь. — Встанешь раненько, да за карасями, — улыбается ветеран. — Жалко бабушки нет, чтобы этих карасей пожарить. — Вдвоём было бы веселее коротать старость. Глядя на этого крепкого, как гриб-боровичок, потомка казаков веришь, что он жених хоть куда. Только вот невесту ему подобрать непросто. — «Хочу такую-же работящую, как я сам!», — пошутил ветеран на прощание.

Работали на износ, трудностей не боялись

В колхозе «Партизан» в годы войны работал и нынешний труженик тыла из села Видного Михаил Григорьевич Куракин.

— Мои родители приехали на Дальний Восток незадолго до войны в 1939 году из Пензы, — вспоминает ветеран. — Отец организовал в колхозе бригаду из 50 женщин-овощеводов. По его инициативе построили засолочный цех, куда принимались на переработку выращенные овощи. Отец был начальником этого цеха, здесь же работали его сыновья. Я начал работать в засолочном цехе в 10 лет вместе с племянником отца.

Военные годы были для крестьян трудными, всё выращенное шло на нужды фронта. Подростки вместе с женщинами работали на полях: жали серпами пшеницу, вязали снопы, молотили зерно. — Приходилось носить на спине тяжёлые мешки с пшеницей, а они весили по 70 кг, — вспоминает Михаил Григорьевич. — В 11-12 лет для меня эти мешки казались неподъёмными, ноги подгибались от тяжести, но таскал их наравне с другими. Несмотря на малый возраст, я был довольно высоким, поэтому постоянно отправляли на разные тяжёлые работы.

Выращивали табак, который был так нужен солдатам на фронте. Сушили его на чердаках, потом везли на заготовительный пункт в Розенгартовку. Дорог тогда не было, везли на лошадях, телеги вытаскивали из грязи вручную, из болота — тракторами. Водный транспорт считался лучшим связующим звеном, по нему в распутицу сплавляли бочки с горючим, другие грузы. — Работали на износ, — признаётся ветеран, — и никому не жаловались на трудности. Не то, что сейчас, чуть что: — «Не пойду, не буду». Еды было мало. Нажаришь немного пшеницы, положишь в карман и ешь её в течение дня, пока сидишь в кабине трактора. На обед — соя с водой, даже маслица не было положить в варево, да маленький кусочек хлеба.

Десять лет в тяжелейших условиях отработал на ферме слесарем Михаил Григорьевич. — Никто не хотел на эту должность, — вспоминает ветеран. — Крутился, как белка в колесе, без выходных и отпусков. Особенно трудно было зимой, мороз — я в лёгкой тужурке, от неё пар валит, а я бегаю, как заводной. Автопоилки часто ломались, другое оборудование. Кроме основной работы навоз на поле частенько приходилось вывозить.

На рассадопосадочной машине сажал на поле капусту в бригаде, где кроме него трудилось ещё 6 женщин. Никогда не забудет ветеран обработку полей дустом: — Сущий ад, в кабине жара, всё в дусте, нельзя сидеть и работу не бросишь!

За 46 с половиной лет заработал ветеран семь медалей и кучу болячек. Он не слышит без слухового аппарата, плохо видят глаза, отказываются ходить ноги. Но главной бедой труженик тыла назвал холод в доме в зимнее время. Дело в том, что за стеной двухквартирного дома никто не живёт, поэтому зимой не спасает даже печь. — Мы с женой замерзаем, — поделился проблемой ветеран. — От холода я заболел, еле-еле спасли дорогие уколы, но следующую зиму в таких условиях могу не пережить.

Пленный доктор оказался прав

Труженица тыла из села Шереметьево Дарья Устиновна Лимаева войну встретила 15-летней девушкой. Жила она тогда на ст. Каменушка, трудилась в воинской части, что располагалась неподалёку в дер. Алюнино. — Когда объявили, что началась война, — вспоминает Дарья Устиновна, — нас четыре дня не отпускали домой, ночевали мы там же в казарме. Всего на складе горюче-смазочных материалов круглосуточно дежурили четыре девчонки. Топили дровами большие печи, которые обогревали помещение, где стояли пожарные машины. Они всегда были в боевой готовности.

Ёмкости с горючим и склад ГСМ необходимо было замаскировать. Резали вручную дёрн и укрывали травой цистерны, для склада заготавливали в лесу жерди.

Вспоминает такой случай: — Однажды зимой везли жерди на машине, мы — девчата сидели на них сверху. Машина пошла на бугор, а жерди — мёрзлые и скользкие вместе с нами упали на землю. То-то страху натерпелись, но обошлось без переломов, отделались лёгкими ушибами.

Когда привозили в часть горючее, а происходило это в основном в ночное время, девчатам приходилось сливать его из цистерны в большие ёмкости через длинные шланги. — Летом ещё ничего, — рассказывает Дарья Устиновна. — А вот зимой одно мучение, руки у нас — девчонок слабые, шланги тяжёлые, замки замерзали и не закручивались, приходилось звать на помощь солдат. Чаще других молодой Дарье помогал справиться со шлангами добрый нравом старшина Николай Лимаев, за него в 1946 году она и вышла замуж.

Муж был военный, отправили его в Улан-Удэ, где в 20 км в тайге располагался лагерь с военнопленными японцами. — В тайге были построены длинные бараки, в которых в семейных комнатах жили семьи военных, — вспоминает ветеран. — Жили дружно, помогали друг дружке. Однажды с подругой мы пошли в тайгу за ягодой. Перевалили сопку и заблудились. Наступил вечер, погода испортилась, пошёл дождь. Кругом болото с холодной водой, мы идём и плачем, а нас уже ищут, вдали голоса слышны и выстрелы.

Тот поход за ягодой не прошёл даром, Дарья сильно простудилась. Вначале обследовал её военврач и определил аппендицит, хотели уже резать. Но потом для подстраховки позвали опытного доктора из военнопленных. Старенький японец долго расспрашивал девушку через переводчика и вынес свой вердикт — застудила яичники в холодной воде. Позднее его диагноз подтвердили в Улан-Удэ. Так японский доктор спас её от ненужной операции.

Когда семья Лимаевых вернулась на родину в Шереметьево, они с мужем пошли работать в Уссурийский совхоз. Николай — заведующим на ферму, а Дарья — дояркой. Тяжёлая работа подорвала здоровье женщины. Сегодня ветеран с трудом передвигается по дому с самодельной палочкой. Когда ложится отдохнуть, кошка Мурка старается согреть ей ноги. Умное животное само находит проблемные места и старается облегчить страдания хозяйки.

Дарья Устиновна благодарна за юбилейную медаль к 70-летию Победы, что ей вручили в школе в торжественной обстановке. Выступали дети, читали стихи. — Спасибо за тёплый приём, который мне оказали. Хочу пожелать молодым людям — честно работать, уважать старших, дружно жить и помогать друг другу, так же, как наше поколение военных лет, которое всю жизнь трудилось и не ленилось.

Нуждаются в заботе и внимании

Они не любят жаловаться. Живя в неблагоустроенном доме, не помышляют об удобных благоустроенных квартирах, довольствуясь малым. Но каждый из этих скромных людей нуждается в нашей заботе и внимании. Одному надо помочь с ремонтом, другому — купить удобную палочку, чтобы безопасно передвигаться по дому. А кому-то — нужно просто общение. В наших силах дать им то малое, отчего они будут счастливы и спокойны.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *