Женщина с горькой судьбой

bogatko.jpg

Всё меньше и меньше остаётся среди нас ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Они трудились не жалея себя, поднимая дух страны. Ковали Победу праведным трудом. За что им наш низкий земной поклон.

Хотелось хлебушка досыта

Самые тягостные детские воспоминания Анастасии Тимофеевны Богатко это трудные военные годы. Помнит голод, холод, да проклятую войну, которая началась, когда девочке только исполнилось 13 лет. Семья жила тогда в Татарстане

Отец ушёл на фронт в первые дни войны, у полуслепой матери на руках остались два маленьких сына полутора и трёх лет — младшие братья Насти. Подростка оставили дома, хотя тогда девчонок и мальчишек отправляли работать в Казань на военные заводы. Анастасию определили при сельсовете — дежурила у телефона, а потом разносила повестки на фронт по трём посёлкам. Работать приходилось сутками.

Летом трудилась на колхозных полях. Женщины и дети убирали зерно: рожь, пшеницу. Вязали снопы, молотили и веяли зерно, которое потом отвозили на телегах, запряженных быками, на элеватор, откуда хлеб шёл на нужды фронта. От немецких самолётов прятались в лесу. Переждав опасность, продолжали путь на станцию, где грузили зерно в поезда. — На трудодни давали всего один стакан муки в день, — делится ветеран. — Из-за голода ели траву: лебеду, конский щавель. Приходилось вставать очень рано, чтобы успеть в числе первых нарвать хотя бы немного зелени.

В 1942 году пришла похоронка на отца, тогда у матери сильно упало зрение, и она почти ослепла. Все заботы о семье легли на хрупкие плечи юной Насти, которая продолжала трудиться в колхозе. За ударный труд в 1947 году её наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».

Хлеба досыта она впервые наелась уже на дальневосточной земле в 1949 году, когда семья по переселению переехала в Хабаровский край. — Разгрузили нас в Вяземском, — вспоминает женщина. — Председатель колхоза Штоколов привёз нас в село Красицкое. — Помню, дали братьям по большому куску хлеба с сахаром, а они сладкого в глаза не видели, не знали, что это такое. Долго смаковали хлебные кусочки, пальцы облизывали. Переселенцам дали дом, обеспечили продуктами питания (особо запомнился мёд), семенами, в том числе картофелем и кукурузой. Жизнь постепенно налаживалась.

В Красицком Анастасия трудилась телятницей, пока не вышла замуж и в 1950 году не переехала с мужем в Хабаровск. Работала в краевом цент-ре няней в Доме ребёнка, в типографии №5, что на улице Льва Толстого. Книги Хабаровского книжного издательства «Сын рыбака» писателя Вилиса Лациса и «Далеко от Москвы» — В. Ажаева, — это их она сшивала на специальном станке.

В 1953 году Анастасия родила сына Виктора, а когда рассталась с мужем, вернулась обратно в село Красицкое. Она мечтала выучиться, получить профессию, но жизнь сложилась так, что пришлось работать свинаркой в совхозе. Работница была отменная, всегда на хорошем счету, неоднократно награждалась грамотами и подарками, её фото печатали в районной газете.

Со временем мама Анастасии в Вяземском получила благоустроенную квартиру, как член семьи погибшего воина, в этой квартире на первом этаже сегодня живёт дочь.

Раненое сердце

В настоящее время Анастасия Тимофеевна осталась совсем одна. Ушли в мир иной мать, второй муж и два брата, а год назад похоронила единственного сына. Это её самая большая боль и незаживающая рана. Плачет, как вспоминает о нём. Остались внуки и правнуки, но они далеко, в другом городе.

Сухонькой рукой она нежно гладит детские карточки, где симпатичные девчонки и мальчишки (две внучки, два правнука и правнучка) улыбаются ей с цветных фотографий. Видно, как она их любит и скучает.

На жизнь не жалуется, наоборот просит передать слова благодарности девчатам из соцзащиты, которые помогают ей во всём. Также отмечает доброго терапевта О.В. Царёву, которая делает ветерану уколы на дому. Единственно, о чём отзывается негативно — это о вяземской больнице краевого значения, где ей неоднократно приходилось сталкиваться с грубостью терапевта и младшего персонала. В больнице так умудрились обидеть ветерана войны, что она уехала на такси, не долечившись, и больше в это заведение ложиться не хочет.

Пожилые люди очень ранимы. А ведь порой им требуется совсем немного — чуточку внимания и доброе слово. Будем же терпимы друг к другу. Не обижайте стариков.

Марина Бакицкая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *